(499) 518-05-75

Обучение церковной социальной работе

Приложение 1

Формализованная карта исследования психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни.

1

Крупная моторика

Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны

1-4 нед.

Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону

1 мес.

Пытается поднимать голову, лежа на животе

1 мес.

Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10-20 сек., ноги при этом напряжены

1,5 мес.

В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами

2 мес.

Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго)

2 мес.

Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут)

2,5 мес.

Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня

3 мес.

Появляется опора на ноги

4 мес.

Активно поднимает голову из положения на спине

4,5 мес.

Переворачивается на бок

4,5 мес.

Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову

5 мес.

Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой

5,5 мес.

Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку

6 мес.

Сидит при пассивно приданной позе

6 мес.

Переворачивается со спины на живот

6,5 мес.

Переворачивается с живота на спину

7 мес.

Ползание без включения тазового пояса

7 мес.

Синхронное ползание по-пластунски

7,5 мес.

Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок

7,5 мес.

Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие

8 мес.

Стоит в позе (на четвереньках)

8 мес.

Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно

8,5 мес.

Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно

9 мес.

Стоит у опоры, встает самостоятельно

10 мес.

Стоит самостоятельно

11 мес.

Ходит с поддержкой

11,5 мес.

Ходит самостоятельно

12 мес.

Ходит длительно, поворачивается

1 г. 3 мес.

Перешагивает через препятствия

1 г. 6 мес.

Пытается бегать

1 г. 10 мес.

Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила

1 г. 11 мес.

Бегает

2 г.

Самостоятельно приседает и встает

2 г.

Наклоняется и поднимает предметы с пола

2 г.

Стоит на одной ноге без поддержки

2 г. 6 мес.

Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)

2 г. 6 мес.

Умеет ездить на трехколесном велосипеде

2 г. 6 мес.

Прыгает на двух ногах

3 г.

Умеет делать кувырок вперед

4 г.

Прыгает на одной ноге

4 г.

Выполняет одновременно два вида движений

5 л.

2.

Мелкая моторика

Пальца сжаты в кулачок, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами

1 нед.

Открывает кулачок

2 мес.

Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот

2,5 мес.

Иногда захватывает предмет кистью руки

3 мес.

Тянется к игрушке, хватает ее

3,5 мес.

Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает

4,5 мес.

Начинает захватывать мелкие предметы

5 мес.

Перекладывает игрушку из руки в руку

5,5 мес.

Активно манипулирует предметами

7 мес.

Для захвата использует большой палец

8 мес.

Стучит игрушкой об игрушку

8 мес.

Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает)

8,5 мес.

Пытается ставить кубик на кубик

9 мес.

Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы

10 мес.

Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки

11 мес.

Может перелистывать страницы у картонной книжки

12 мес.

Опускает мелкие предметы в узкое отверстие

12 мес.

Переворачивает одновременно 2-3 страницы

1 г. 2 мес.

Рисует каракули, росчерки

1 г. 5 мес.

Разрывает бумагу

1 г. 6 мес.

Переворачивает по одной странице

1 г. 8 мес.

Формируется предпочтение руки

2 г.

По показу повторяет вертикальные и круглые линии

2 г.

«Правильно» держит карандаш

2 г. 6 мес.

Копирует круг

3 г.

Расстегивает пуговицы

3 г.

Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами)

4 г.

Режет ножницами бумагу

4 г.

Копирует треугольник

5 лет

Верно рисует квадрат

5 лет

3.

Зрительное восприятие

Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света

1 нед.

Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание

1 мес.

Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо от средней линии

1,5 мес.

Длительное сосредоточение взора на предметах

2 мес.

Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем

3 мес.

Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев

3 мес.

Тянется к игрушке

3,5 мес.

Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии

4 мес.

Игрушку подносит к глазам, рассматривает

4,5 мес.

Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах

5 мес.

Рассматривает крупные картинки

6 мес.

Активно захватывает игрушку из любых положений

7 мес.

Дифференцированное восприятие близких и знакомых

8 мес.

Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку

9 мес.

Узнает себя и близких в зеркале

10 мес.

Показывает отдельные предметы в быту

1 г.

Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии

1 г. 2 мес.

Узнает несколько простых картинок

(около 5)

1 г. 3 мес.

Дифференцирует форму и величину объемной игрушки

1 г. 8 мес.

Дифференцирует количество предметов

1 г. 8 мес.

Подбирает парные игрушки и картинки

1 г. 9 мес.

Узнает знакомые предметы по ТВ

2 г.

Знает много картинок (10-15)

2 г.

Понимает смысл простых картинок с действием

2 г. 6 мес.

Узнает контурные, черно-белые изображения

2 г. 6 мес.

Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке

2 г. 6 мес.

Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета

2 г. 6 мес.

Узнает перечеркнутые изображения

3 г.

Узнает наложенные изображения

3 г.

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы

3 г. 6 мес.

Может сам составить рассказ по сюжетной картинке

4 г.

Понимает смысл последовательных картинок

4 г.

Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом

4 г. 6 мес.

4.

Слуховое восприятие

Вздрагивает и мигает при громком звуке

1 нед.

Слуховое сосредоточение

2 нед.

Начало локализации звуков в пространстве

1 мес.

Улыбается, когда слышит голос взрослого

1,5 мес.

Замирает при появлении нового звука на фоне других

2 мес.

Узнает тембр голоса матери

2,5 мес.

После звуковой стимуляции издает гласные звуки

3 мес.

Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука

4 мес.

Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя

6 мес.

Начало аутоэхолалии

6 мес.

Начинает понимать команды с жестовым подкреплением

6,5 мес.

Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие

7 мес.

Плясовые движения под веселую музыку

8,5 мес.

Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом

1 г.

Повторяет услышанные короткие слова

1 г. 3 мес.

«Вставляет» слова в знакомые стихи

1 г. 5 мес.

Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук

1 г. 8 мес.

Может отстукивать простые ритмы по образцу

3 г.

акцентированные ритмы

5 лет

по устной инструкции

6 лет

5.

Импрессивная речь

Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание

1 мес.

Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций

3 мес.

Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации

4 мес.

В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность

5 мес.

Реагирует на свое имя

6 мес.

Понимает речевые команды с жестовым подкреплением

7 мес.

Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого

7,5 мес.

Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы

8 мес.

Понимает речевые команды без жестового подкрепления

8,5 мес.

По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте

9 мес.

Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого

9,5 мес.

Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках

10 мес.

По указанию взрослых выполняет действия с игрушками

10,5 мес.

Понимает команду «нельзя»

11 мес.

Выполняет много команд по просьбе

1 г.

Показывает несколько частей тела

1 г. 3 мес.

Показывает все части тела

1 г. 6 мес.

Показывает все объекты в быту

1 г. 8 мес.

Показывает много картинок

2 г.

Понимает содержательную речь, несложные рассказы

2 г.5 мес.

Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке

2 г. 5 мес.

Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия

2 г. 5 мес.

Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте

3 г. 5 мес.

Может ответить на отвлеченные вопросы, напр. «светит ли ночью солнце?»

4 г.

Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх»

5-6 лет

6.

Экспрессивная речь

Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним

1 мес.

Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит

2 мес.

Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление

3 мес.

Активное гуление

4 мес.

Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков

5 мес.

Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными)

5,5 мес.

Активный недифференцированный лепет

6 мес.

Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии

6,5 мес.

Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба»

7,5 мес.

Подражая взрослому, учит новые слоги

9 мес.

Называет людей и предметы слогами

10 мес.

Говорит около 5 слов (мама, дада)

1 г.

Соотносит слоги с определенным предметом

1 г. 2 мес.

Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)

1 г. 4 мес.

Говорит около 10 слов (в основном названия)

1 г. 6 мес.

«Телеграфная речь»: двухсловные предложения

1 г. 8 мес.

Составляет предложения из 3-4 слов

2 г.

Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный)

2 г. 6 мес.

Легко повторяет фразы

2 г. 6 мес.

Пытается использовать множественное число, прошедшее время

3 г.

Использует отрицательные частицы «не», «ни»

3 г.

Использует прилагательные и местоимения

3 г. 6 мес.

Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?»

3 г. 6 мес.

Способен вести диалог с взрослыми

3 г. 6 мес.

Использует сложные предложения

3 г. 6 мес.

Использует вежливые просьбы

4 г.

Использует будущее время

4 г.

Использует определение пространства: «на», «под», «за»

4 г.

Читает стихи

4 г. 6 мес.

Появляется соединение простых предложений в сложные

5 лет

Появление разделительных вопросов

5 лет

Может описать свои чувства

5 лет

Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь»

5-6 лет

7.

Интеллект

Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки

0-2 мес.

Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени

0-2 мес.

Начинает различать окружающих: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей

3 мес.

Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу

4 мес.

Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем

4,5 мес.

Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку - она загремит

5 мес.

Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка

5 мес.

Следит откуда и куда падает предмет

5,5 мес.

После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой)

6 мес.

Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет

6,5 мес.

Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи

7 мес.

Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть

7 мес.

Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки

7,5 мес.

Поиск наполовину спрятанной игрушки

8 мес.

Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой»

9 мес.

Пользуется «указательным жестом»

10 мес.

Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке)

11 мес.

Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения

11,5 мес.

В состоянии определить высоту и края предметов

11,5 мес.

Узнает значение слов, коротких фраз

1 г.

Различает несколько предметов по названиям

1 г.

Ищет спрятанную игрушку

1 г.

Тянет в рот только съедобное

1 г. 5 мес.

Узнает простые картинки в книге

1 г. 6 мес.

Может выполнить поручение из 1 действия

1 г. 7 мес.

Различает «один» и «много»

1 г. 11 мес.

Различает «большой» и «маленький»

1 г. 11 мес.

Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок

2 г.

Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне)

2 г. 6 мес.

Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника

2 г. 6 мес.

Подбирает цвета по образцу (синий к синему)

2 г. 6 мес.

Классификация на 2 группы (по цвету, форме)

3 г.

Классификация на 3-4 группы:

по геометрической форме

по цвету

3 г. 6 мес.

3 г. 6 мес.

Легко заполняет доску Сегена

4 г.

Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп):

с помощью

самостоятельно

4 г.

4 г. 6 мес.

Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые»

5 лет

Вербальный интеллект:

Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется

5 лет

Отгадывает загадки, используя накопленный опыт

5 лет

Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов

6 лет

Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений

6-7 лет

Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»:

с помощью

самостоятельно

6 лет

6 л. 6 мес.

Способен разделять объекты на классы и подклассы

7 лет

8.

Конструирование

Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки

8,5 мес.

Пытается ставить кубик на кубик

9 мес.

Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки

11 мес.

Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку

1 г.

Строит простые сооружения из кубиков

1 г. 9 мес.

Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок

2 г.

Строит по показу поезд, башенку

2 г.

Строит по показу мост

3 г.

Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человеку

3 г.

Самостоятельно рисует человека (примитивно)

3 г. 6 мес.

Строит сложные сюжетные конструкции

3 г. 6 мес.

Собирает кубики Линка по образцу

3 г. 6 мес.

Складывает картинки из кубиков

4 г.

Рисует человечка с туловищем

4 г.

Рисует человека в одежде

5 лет

Сюжетные рисунки

5 лет

9.

Эмоции, коммуникация

Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет

1-2 нед.

Появление ответной улыбки, «ротового внимания», через некоторое время после «заигрывания» исследователя

1,5 мес.

На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой

2 мес.

Смеется в голос

3 мес.

В ответ на общение с исследователем проявляет выраженный «комплекс оживления»

3 мес.

«Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро

4 мес.

Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого

4,5 мес.

Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул

5 мес.

Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит

5 мес.

Различает мимику и жесты окружающих

5 мес.

Реагирует на строгие и ласковые интонации

5,5 мес.

Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы

6 мес.

Тянет руки, чтобы взяли на руки

7,5 мес.

Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери)

7 мес.

Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение

8 мес.

Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях

9 мес.

Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями

10 мес.

Машет рукой на прощание

11 мес.

По просьбе обнимает родителей

12 мес.

Появляется сопереживание, утешение

1 г. 2 мес.

Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие

1 г. 3 мес.

Использует «да» (слово, звук, жест)

1 г. 4 мес.

Помогает в простейших работах (по инструкции)

1 г. 7 мес.

Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами

1 г. 8 мес.

Активно пользуется жестами

1 г. 10 мес.

Острая реакция на отсутствие матери

1 г. 10 мес.

Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» - «мое», «ты» - «твое»

3 г.

Знает свой пол

3 г.

Развитие разного стиля с детьми и взрослыми

4 г.

Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы

4 г. 6 мес.

Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству

5-6 лет

10.

Самообслуживание

Может есть с ложки

5 мес.

Держит бутылочку, из которой сосет

6 мес.

Пьет из чашки, которую держит взрослый

7 мес.

Помогает одевать себя (подает руку, ногу)

8 мес.

Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан)

9 мес.

Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье

1 г.

С помощью подносит ложку ко рту

1 г. 2 мес.

Пьет из чашки, не проливая

1 г. 3 мес.

Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)

1 г. 3 мес.

Моет руки с небольшой помощью

1 г. 4 мес.

Зачерпывает пищу ложкой

1 г. 6 мес.

Полностью прожевывает пищу

1 г. 6 мес.

Снимает расстегнутое пальто, куртку

1 г. 9 мес.

Ест и пьет самостоятельно

1 г. 10 мес.

Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье)

2 г.

Просится на горшок в дневное время

2 г.

Самостоятельно моет и вытирает руки

2 г.

Застегивает и расстегивает молнию, с помощью

2 г.

Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно)

2 г. 6 мес.

Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку)

2 г. 6 мес.

Наливает в чашку воду (не аккуратно)

3 г.

Расстегивает пуговицы

3 г.

Застегивает пуговицы, кнопки, молнию

4 г.

Одевается без посторонней помощи

4 г.

Отличает переднюю часть одежды от задней

4 г.

Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках

5-6 лет

11.

Игра

Рассматривает вложенную в руку игрушку

3 мес.

Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка

3 мес.

Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее

4 мес.

Занятия с игрушкой – доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности

5 мес.

Подолгу играет с подвешенными игрушками

5 мес.

Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает

5,5 мес.

Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям

9 мес.

Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает

9,5 мес.

Усвоение условных действий с игрушками и предметами

10 мес.

Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь

11 мес.

Играет с мячом

1 г.

Строит простые структуры из блоков

1 г. 1 мес.

Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками

1 г. 2 мес.

Наблюдает за игрой других детей

1 г. 2 мес.

Играет самостоятельно, если рядом взрослый

1 г. 4 мес.

Начало функциональной игры

1 г. 6 мес.

Любит катать, перетаскивать игрушки

1 г. 9 мес.

Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков

1 г. 9 мес.

Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т. п.)

2 г.

Делает куличики

2 г.

Собирает закручивающие игрушки

2 г.

Собирает пирамидку по порядку

2 г. 6 мес.

Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по телефону)

2 г. 6 мес.

Совместная сюжетная игра с другим ребенком

3 г.

Игра с воображаемой действительностью

3 г. 6 мес.

Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)

3 г. 6 мес.

Сопровождает игру речью (озвучивает куклу)

4 г.

В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия)

4 г. 6 мес.

Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей

4 г. 6 мес.

«Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни

4 г. 6 мес.

Усвоение способов построения сюжета – опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.)

5-6 лет

Основа в игре – правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий

6-7 лет