1
|
Крупная моторика
|
|
|
Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны
|
1-4 нед.
|
Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону
|
1 мес.
|
Пытается поднимать голову, лежа на животе
|
1 мес.
|
Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10-20 сек., ноги при этом напряжены
|
1,5 мес.
|
В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами
|
2 мес.
|
Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго)
|
2 мес.
|
Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут)
|
2,5 мес.
|
Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня
|
3 мес.
|
Появляется опора на ноги
|
4 мес.
|
Активно поднимает голову из положения на спине
|
4,5 мес.
|
Переворачивается на бок
|
4,5 мес.
|
Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову
|
5 мес.
|
Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой
|
5,5 мес.
|
Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку
|
6 мес.
|
Сидит при пассивно приданной позе
|
6 мес.
|
Переворачивается со спины на живот
|
6,5 мес.
|
Переворачивается с живота на спину
|
7 мес.
|
Ползание без включения тазового пояса
|
7 мес.
|
Синхронное ползание по-пластунски
|
7,5 мес.
|
Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок
|
7,5 мес.
|
Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие
|
8 мес.
|
Стоит в позе (на четвереньках)
|
8 мес.
|
Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно
|
8,5 мес.
|
Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно
|
9 мес.
|
Стоит у опоры, встает самостоятельно
|
10 мес.
|
Стоит самостоятельно
|
11 мес.
|
Ходит с поддержкой
|
11,5 мес.
|
Ходит самостоятельно
|
12 мес.
|
Ходит длительно, поворачивается
|
1 г. 3 мес.
|
Перешагивает через препятствия
|
1 г. 6 мес.
|
Пытается бегать
|
1 г. 10 мес.
|
Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила
|
1 г. 11 мес.
|
Бегает
|
2 г.
|
Самостоятельно приседает и встает
|
2 г.
|
|
Наклоняется и поднимает предметы с пола
|
2 г.
|
Стоит на одной ноге без поддержки
|
2 г. 6 мес.
|
Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)
|
2 г. 6 мес.
|
Умеет ездить на трехколесном велосипеде
|
2 г. 6 мес.
|
Прыгает на двух ногах
|
3 г.
|
Умеет делать кувырок вперед
|
4 г.
|
Прыгает на одной ноге
|
4 г.
|
Выполняет одновременно два вида движений
|
5 л.
|
2.
|
Мелкая моторика
|
|
|
Пальца сжаты в кулачок, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами
|
1 нед.
|
Открывает кулачок
|
2 мес.
|
Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот
|
2,5 мес.
|
Иногда захватывает предмет кистью руки
|
3 мес.
|
Тянется к игрушке, хватает ее
|
3,5 мес.
|
Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает
|
4,5 мес.
|
Начинает захватывать мелкие предметы
|
5 мес.
|
Перекладывает игрушку из руки в руку
|
5,5 мес.
|
Активно манипулирует предметами
|
7 мес.
|
Для захвата использует большой палец
|
8 мес.
|
Стучит игрушкой об игрушку
|
8 мес.
|
Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает)
|
8,5 мес.
|
Пытается ставить кубик на кубик
|
9 мес.
|
Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы
|
10 мес.
|
Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки
|
11 мес.
|
Может перелистывать страницы у картонной книжки
|
12 мес.
|
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие
|
12 мес.
|
Переворачивает одновременно 2-3 страницы
|
1 г. 2 мес.
|
Рисует каракули, росчерки
|
1 г. 5 мес.
|
Разрывает бумагу
|
1 г. 6 мес.
|
Переворачивает по одной странице
|
1 г. 8 мес.
|
Формируется предпочтение руки
|
2 г.
|
По показу повторяет вертикальные и круглые линии
|
2 г.
|
«Правильно» держит карандаш
|
2 г. 6 мес.
|
Копирует круг
|
3 г.
|
Расстегивает пуговицы
|
3 г.
|
Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами)
|
4 г.
|
Режет ножницами бумагу
|
4 г.
|
Копирует треугольник
|
5 лет
|
Верно рисует квадрат
|
5 лет
|
3.
|
Зрительное восприятие
|
|
|
Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света
|
1 нед.
|
Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание
|
1 мес.
|
Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо от средней линии
|
1,5 мес.
|
Длительное сосредоточение взора на предметах
|
2 мес.
|
Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем
|
3 мес.
|
Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев
|
3 мес.
|
Тянется к игрушке
|
3,5 мес.
|
Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии
|
4 мес.
|
Игрушку подносит к глазам, рассматривает
|
4,5 мес.
|
Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах
|
5 мес.
|
Рассматривает крупные картинки
|
6 мес.
|
Активно захватывает игрушку из любых положений
|
7 мес.
|
Дифференцированное восприятие близких и знакомых
|
8 мес.
|
Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку
|
9 мес.
|
Узнает себя и близких в зеркале
|
10 мес.
|
Показывает отдельные предметы в быту
|
1 г.
|
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии
|
1 г. 2 мес.
|
Узнает несколько простых картинок
(около 5)
|
1 г. 3 мес.
|
Дифференцирует форму и величину объемной игрушки
|
1 г. 8 мес.
|
Дифференцирует количество предметов
|
1 г. 8 мес.
|
Подбирает парные игрушки и картинки
|
1 г. 9 мес.
|
Узнает знакомые предметы по ТВ
|
2 г.
|
Знает много картинок (10-15)
|
2 г.
|
Понимает смысл простых картинок с действием
|
2 г. 6 мес.
|
Узнает контурные, черно-белые изображения
|
2 г. 6 мес.
|
Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке
|
2 г. 6 мес.
|
Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета
|
2 г. 6 мес.
|
Узнает перечеркнутые изображения
|
3 г.
|
Узнает наложенные изображения
|
3 г.
|
Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы
|
3 г. 6 мес.
|
Может сам составить рассказ по сюжетной картинке
|
4 г.
|
Понимает смысл последовательных картинок
|
4 г.
|
Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом
|
4 г. 6 мес.
|
4.
|
Слуховое восприятие
|
|
|
Вздрагивает и мигает при громком звуке
|
1 нед.
|
Слуховое сосредоточение
|
2 нед.
|
Начало локализации звуков в пространстве
|
1 мес.
|
Улыбается, когда слышит голос взрослого
|
1,5 мес.
|
Замирает при появлении нового звука на фоне других
|
2 мес.
|
Узнает тембр голоса матери
|
2,5 мес.
|
После звуковой стимуляции издает гласные звуки
|
3 мес.
|
Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука
|
4 мес.
|
Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя
|
6 мес.
|
Начало аутоэхолалии
|
6 мес.
|
Начинает понимать команды с жестовым подкреплением
|
6,5 мес.
|
Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие
|
7 мес.
|
Плясовые движения под веселую музыку
|
8,5 мес.
|
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом
|
1 г.
|
Повторяет услышанные короткие слова
|
1 г. 3 мес.
|
«Вставляет» слова в знакомые стихи
|
1 г. 5 мес.
|
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук
|
1 г. 8 мес.
|
|
Может отстукивать простые ритмы по образцу
|
3 г.
|
акцентированные ритмы
|
5 лет
|
по устной инструкции
|
6 лет
|
5.
|
Импрессивная речь
|
|
|
Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание
|
1 мес.
|
Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций
|
3 мес.
|
Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации
|
4 мес.
|
В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность
|
5 мес.
|
Реагирует на свое имя
|
6 мес.
|
Понимает речевые команды с жестовым подкреплением
|
7 мес.
|
Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого
|
7,5 мес.
|
Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы
|
8 мес.
|
Понимает речевые команды без жестового подкрепления
|
8,5 мес.
|
По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте
|
9 мес.
|
Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого
|
9,5 мес.
|
Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках
|
10 мес.
|
По указанию взрослых выполняет действия с игрушками
|
10,5 мес.
|
Понимает команду «нельзя»
|
11 мес.
|
Выполняет много команд по просьбе
|
1 г.
|
Показывает несколько частей тела
|
1 г. 3 мес.
|
Показывает все части тела
|
1 г. 6 мес.
|
Показывает все объекты в быту
|
1 г. 8 мес.
|
Показывает много картинок
|
2 г.
|
|
Понимает содержательную речь, несложные рассказы
|
2 г.5 мес.
|
Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке
|
2 г. 5 мес.
|
Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия
|
2 г. 5 мес.
|
Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте
|
3 г. 5 мес.
|
Может ответить на отвлеченные вопросы, напр. «светит ли ночью солнце?»
|
4 г.
|
Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх»
|
5-6 лет
|
6.
|
Экспрессивная речь
|
|
|
Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним
|
1 мес.
|
Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит
|
2 мес.
|
Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление
|
3 мес.
|
Активное гуление
|
4 мес.
|
Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков
|
5 мес.
|
Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными)
|
5,5 мес.
|
Активный недифференцированный лепет
|
6 мес.
|
Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии
|
6,5 мес.
|
Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба»
|
7,5 мес.
|
Подражая взрослому, учит новые слоги
|
9 мес.
|
Называет людей и предметы слогами
|
10 мес.
|
Говорит около 5 слов (мама, дада)
|
1 г.
|
Соотносит слоги с определенным предметом
|
1 г. 2 мес.
|
Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)
|
1 г. 4 мес.
|
Говорит около 10 слов (в основном названия)
|
1 г. 6 мес.
|
«Телеграфная речь»: двухсловные предложения
|
1 г. 8 мес.
|
Составляет предложения из 3-4 слов
|
2 г.
|
Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный)
|
2 г. 6 мес.
|
Легко повторяет фразы
|
2 г. 6 мес.
|
Пытается использовать множественное число, прошедшее время
|
3 г.
|
Использует отрицательные частицы «не», «ни»
|
3 г.
|
Использует прилагательные и местоимения
|
3 г. 6 мес.
|
Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?»
|
3 г. 6 мес.
|
Способен вести диалог с взрослыми
|
3 г. 6 мес.
|
Использует сложные предложения
|
3 г. 6 мес.
|
Использует вежливые просьбы
|
4 г.
|
Использует будущее время
|
4 г.
|
|
Использует определение пространства: «на», «под», «за»
|
4 г.
|
Читает стихи
|
4 г. 6 мес.
|
Появляется соединение простых предложений в сложные
|
5 лет
|
Появление разделительных вопросов
|
5 лет
|
Может описать свои чувства
|
5 лет
|
Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь»
|
5-6 лет
|
7.
|
Интеллект
|
|
|
Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки
|
0-2 мес.
|
Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени
|
0-2 мес.
|
Начинает различать окружающих: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей
|
3 мес.
|
Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу
|
4 мес.
|
Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем
|
4,5 мес.
|
Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку - она загремит
|
5 мес.
|
Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка
|
5 мес.
|
Следит откуда и куда падает предмет
|
5,5 мес.
|
После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой)
|
6 мес.
|
Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет
|
6,5 мес.
|
Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи
|
7 мес.
|
Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть
|
7 мес.
|
Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки
|
7,5 мес.
|
Поиск наполовину спрятанной игрушки
|
8 мес.
|
Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой»
|
9 мес.
|
Пользуется «указательным жестом»
|
10 мес.
|
Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке)
|
11 мес.
|
Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения
|
11,5 мес.
|
В состоянии определить высоту и края предметов
|
11,5 мес.
|
Узнает значение слов, коротких фраз
|
1 г.
|
Различает несколько предметов по названиям
|
1 г.
|
Ищет спрятанную игрушку
|
1 г.
|
Тянет в рот только съедобное
|
1 г. 5 мес.
|
Узнает простые картинки в книге
|
1 г. 6 мес.
|
Может выполнить поручение из 1 действия
|
1 г. 7 мес.
|
Различает «один» и «много»
|
1 г. 11 мес.
|
Различает «большой» и «маленький»
|
1 г. 11 мес.
|
Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок
|
2 г.
|
Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне)
|
2 г. 6 мес.
|
Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника
|
2 г. 6 мес.
|
Подбирает цвета по образцу (синий к синему)
|
2 г. 6 мес.
|
Классификация на 2 группы (по цвету, форме)
|
3 г.
|
Классификация на 3-4 группы:
по геометрической форме
по цвету
|
3 г. 6 мес.
3 г. 6 мес.
|
Легко заполняет доску Сегена
|
4 г.
|
Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп):
с помощью
самостоятельно
|
4 г.
4 г. 6 мес.
|
Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые»
|
5 лет
|
Вербальный интеллект:
|
|
Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется
|
5 лет
|
Отгадывает загадки, используя накопленный опыт
|
5 лет
|
Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов
|
6 лет
|
Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений
|
6-7 лет
|
Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»:
с помощью
самостоятельно
|
6 лет
6 л. 6 мес.
|
Способен разделять объекты на классы и подклассы
|
7 лет
|
8.
|
Конструирование
|
|
|
Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки
|
8,5 мес.
|
Пытается ставить кубик на кубик
|
9 мес.
|
Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки
|
11 мес.
|
Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку
|
1 г.
|
Строит простые сооружения из кубиков
|
1 г. 9 мес.
|
Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок
|
2 г.
|
Строит по показу поезд, башенку
|
2 г.
|
Строит по показу мост
|
3 г.
|
Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человеку
|
3 г.
|
Самостоятельно рисует человека (примитивно)
|
3 г. 6 мес.
|
Строит сложные сюжетные конструкции
|
3 г. 6 мес.
|
Собирает кубики Линка по образцу
|
3 г. 6 мес.
|
Складывает картинки из кубиков
|
4 г.
|
Рисует человечка с туловищем
|
4 г.
|
Рисует человека в одежде
|
5 лет
|
Сюжетные рисунки
|
5 лет
|
9.
|
Эмоции, коммуникация
|
|
|
Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет
|
1-2 нед.
|
Появление ответной улыбки, «ротового внимания», через некоторое время после «заигрывания» исследователя
|
1,5 мес.
|
На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой
|
2 мес.
|
Смеется в голос
|
3 мес.
|
В ответ на общение с исследователем проявляет выраженный «комплекс оживления»
|
3 мес.
|
«Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро
|
4 мес.
|
Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого
|
4,5 мес.
|
Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул
|
5 мес.
|
Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит
|
5 мес.
|
Различает мимику и жесты окружающих
|
5 мес.
|
Реагирует на строгие и ласковые интонации
|
5,5 мес.
|
Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы
|
6 мес.
|
Тянет руки, чтобы взяли на руки
|
7,5 мес.
|
Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери)
|
7 мес.
|
Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение
|
8 мес.
|
Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях
|
9 мес.
|
Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями
|
10 мес.
|
Машет рукой на прощание
|
11 мес.
|
По просьбе обнимает родителей
|
12 мес.
|
Появляется сопереживание, утешение
|
1 г. 2 мес.
|
Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие
|
1 г. 3 мес.
|
Использует «да» (слово, звук, жест)
|
1 г. 4 мес.
|
Помогает в простейших работах (по инструкции)
|
1 г. 7 мес.
|
Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами
|
1 г. 8 мес.
|
Активно пользуется жестами
|
1 г. 10 мес.
|
Острая реакция на отсутствие матери
|
1 г. 10 мес.
|
Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» - «мое», «ты» - «твое»
|
3 г.
|
Знает свой пол
|
3 г.
|
Развитие разного стиля с детьми и взрослыми
|
4 г.
|
Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы
|
4 г. 6 мес.
|
Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству
|
5-6 лет
|
10.
|
Самообслуживание
|
|
|
Может есть с ложки
|
5 мес.
|
Держит бутылочку, из которой сосет
|
6 мес.
|
Пьет из чашки, которую держит взрослый
|
7 мес.
|
Помогает одевать себя (подает руку, ногу)
|
8 мес.
|
Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан)
|
9 мес.
|
Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье
|
1 г.
|
С помощью подносит ложку ко рту
|
1 г. 2 мес.
|
Пьет из чашки, не проливая
|
1 г. 3 мес.
|
Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)
|
1 г. 3 мес.
|
Моет руки с небольшой помощью
|
1 г. 4 мес.
|
Зачерпывает пищу ложкой
|
1 г. 6 мес.
|
Полностью прожевывает пищу
|
1 г. 6 мес.
|
Снимает расстегнутое пальто, куртку
|
1 г. 9 мес.
|
Ест и пьет самостоятельно
|
1 г. 10 мес.
|
Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье)
|
2 г.
|
Просится на горшок в дневное время
|
2 г.
|
Самостоятельно моет и вытирает руки
|
2 г.
|
Застегивает и расстегивает молнию, с помощью
|
2 г.
|
Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно)
|
2 г. 6 мес.
|
Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку)
|
2 г. 6 мес.
|
Наливает в чашку воду (не аккуратно)
|
3 г.
|
Расстегивает пуговицы
|
3 г.
|
Застегивает пуговицы, кнопки, молнию
|
4 г.
|
Одевается без посторонней помощи
|
4 г.
|
Отличает переднюю часть одежды от задней
|
4 г.
|
Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках
|
5-6 лет
|
11.
|
Игра
|
|
|
Рассматривает вложенную в руку игрушку
|
3 мес.
|
Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка
|
3 мес.
|
Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее
|
4 мес.
|
Занятия с игрушкой – доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности
|
5 мес.
|
Подолгу играет с подвешенными игрушками
|
5 мес.
|
Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает
|
5,5 мес.
|
Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям
|
9 мес.
|
Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает
|
9,5 мес.
|
Усвоение условных действий с игрушками и предметами
|
10 мес.
|
Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь
|
11 мес.
|
Играет с мячом
|
1 г.
|
Строит простые структуры из блоков
|
1 г. 1 мес.
|
Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками
|
1 г. 2 мес.
|
Наблюдает за игрой других детей
|
1 г. 2 мес.
|
Играет самостоятельно, если рядом взрослый
|
1 г. 4 мес.
|
Начало функциональной игры
|
1 г. 6 мес.
|
Любит катать, перетаскивать игрушки
|
1 г. 9 мес.
|
Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков
|
1 г. 9 мес.
|
Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т. п.)
|
2 г.
|
Делает куличики
|
2 г.
|
Собирает закручивающие игрушки
|
2 г.
|
Собирает пирамидку по порядку
|
2 г. 6 мес.
|
Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по телефону)
|
2 г. 6 мес.
|
Совместная сюжетная игра с другим ребенком
|
3 г.
|
Игра с воображаемой действительностью
|
3 г. 6 мес.
|
Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)
|
3 г. 6 мес.
|
Сопровождает игру речью (озвучивает куклу)
|
4 г.
|
В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия)
|
4 г. 6 мес.
|
Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей
|
4 г. 6 мес.
|
«Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни
|
4 г. 6 мес.
|
Усвоение способов построения сюжета – опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.)
|
5-6 лет
|
Основа в игре – правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий
|
6-7 лет
|