Крупная моторика
|
|
Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать в выполнении следующих действий:
|
1 – 1 г.
3 мес.
|
вставать с пола без поддержки; ходить самостоятельно; из положения стоя, садиться на корточки и играть в этой позе
|
1 г. З мес.
- 1,5 г.
|
залезать на диван, кресло; наклоняться вперед из положения стоя; вставать с маленького стульчика; бегать, смотря под ноги
|
1,5 – 2 г.
|
подниматься по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого; на ходу подталкивать ногой мяч
|
2 – 3 г.
|
перешагивать через препятствия; вставать на цыпочки; стоять на одной ноге; подниматься и спускаться по шведской стенке; крутить педали велосипеда; ходить на цыпочках
|
Мелкая моторика
|
|
Обучать ребенка умениям:
|
1 – 1,5 г.
|
под зрительным контролем разъединять предметы; рисовать каракулей; под контролем зрения откручивать маленькие винтовые крышки; разворачивать завернутые в бумагу предметы
|
1,5 г. –
1 г. 8 мес.
|
ставить три кубика друг на друга; переворачивать по одной страницы книги; опускать мелкие предметы в маленькое отверстие
|
2 – 3 г.
|
хватать движущийся предмет; разрывать бумагу; нанизывать на шнур большие бусины; переливать жидкость из одной емкости в другую; складывать бумагу пополам; раскатывать пластилин; резать бумагу ножницами
|
Зрительное
восприятие
|
|
Тренировать способности:
|
1 г. –
1 г. 2 мес.
|
обходить высокие препятствия (например, стул); узнавать на фотографии себя, знакомого взрослого
|
1 г. 2 мес. – 1,5 г.
|
избегать препятствий на своем пути (ямки, бугорки); показывать несколько названных предметов на картинке; запоминать, где лежат предметы, игрушки
|
1 г. 8 мес. – 2 г.
|
узнавать свои вещи, одежду; подбирать парные картинки или игрушки; узнавать знакомые передачи по телевизору
|
2 -3 г.
|
подбирать предмет к его рисунку; знать 2-4 основных цвета; узнавать предмет по рисунку его характерной части
|
Слуховое
восприятие
|
|
Стимулировать появление умений:
|
1 г. –
1 г. 2 мес.
|
двигаться при звуках музыки; смотреть на знакомые предметы, когда их называют; воспроизводить интонации речи взрослых
|
1 г. 2 мес. – 1 г. 4 мес.
|
по устной просьбе (без подсказки жестами) выполнять знакомое действие с предметом; повторять короткие слова, услышанные в разговоре взрослых; выбирать по названию одну картинку из нескольких
|
1,5 г.
|
знать несколько коротких стихотворений, вставлять в них отдельные слова; понимать 20-50 слов (имена близких, названий частей тела, предметов и некоторых действий); играть со взрослым в «голоса животных» (звукоподражания: «ав-ав», «мяу» и пр.)
|
1,5 – 2 г.
|
называть объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них; понимать 100 слов и более
|
2 – 3 г.
|
повторять за взрослым предложения из 2-3 слов; пытаться петь; повторять за взрослым стихи
|
Импрессивная речь
|
|
Обучать ребенка выполнению следующих действий:
|
1 – 1,5 г.
|
поворачиваться на имя; выражать удовольствие, когда хвалят; движениями головы показывать согласие или несогласие, утверждение или отрицание; использовать звуки, жесты, отдельные слова, чтобы выразить свои желания
|
1,5 – 2 г.
|
легко повторять увиденные жесты; использовать более 10 жестов и других выразительных средств; играть с другими детьми, наблюдать за ними, вступать с ними в контакт; повторять в игре с куклой знакомые действия (кормить с ложечки, укладывать спать и пр.)
|
2 -3 г.
|
изображать поведение взрослого; задавать вопросы; вступать в контакт с детьми и взрослыми, активно обращаться к ним
|
Экспрессивная речь
|
|
Стимулировать речевую активность, побуждать ребенка:
|
1 -1,5 г.
|
повторять за взрослыми одно или двухсложные слова или два слога из трехсложных слов
|
1,5 – 2 г.
|
повторять за взрослым двухсловные фразы; самостоятельно составлять предложения из двух слов; произносить слова со сложной слоговой структурой
|
2 – 3 г.
|
повторять за взрослым простые предложения из 3-4 слов; самостоятельно составлять простые и сложные предложения из 3-4 слов; строить многословные, в том числе сложноподчиненные предложения
|
Интеллект
|
|
Обучать умению устанавливать причинно-следственные связи на примере многократно совершаемых совместных действий, развивать конструктивный и вербальный интеллект, учить ребенка использовать вспомогательные средства для достижения своих целей:
|
1 – 1,5 г.
|
вытягивать за веревочку спрятанный предмет; показывать несколько частей тела на кукле и на себе; складывать 6-8 кубиков в коробочку; строить башню из 3-4 кубиков; выполнять простые просьбы (найти, выбрать, принести знакомый предмет)
|
1,5 – 2 г.
|
собирать доску Сегена методом проб и по зрительному соотнесению; воспроизводить бытовые действия с предметами по памяти; понимать значение предлогов («в», «на», «под», «над»); убирать игрушки на свои места
|
2 г. –
2 г. 3 мес.
|
классифицировать предметы по форме, цвету, назначению; строить по образцу мостик из трех кубиков; выполнять простую классификацию предметов (4-5 групп); находить парные картинки; находить из 4-6 картинок или предметов те, которые соответствуют названному признаку
|
2 г. 3 мес. – 2,5 г.
|
находить из 10 картинок ту, которую показывает взрослый; выполнять просьбы, состоящие из двух и более действий; понимать фразы со словами «большой», «маленький», «мой», «такой же», «сначала» и «потом»; складывать разрезанную на две части картинку
|
2,5 – 3 г.
|
раскладывать предметы по величине (от большого к маленькому и наоборот); строить домик или другое сооружение из пяти кубиков; накладывать разрезанную на 6-7 частей картинку на целую картинку-образец; среди 4-5 предметов находить один, соответствующий изображению его характерной части
|
Конструирование
|
|
Учить ребенка навыкам:
|
1-2 г.
|
простого конструирования (ставить один кубик на другой); собирать различные пирамидки; складывать из кубиков «паровозик» и «мостик» по образцу
|
2-3 г.
|
дорисовывать ножки и ручки человеку; самостоятельно рисовать человека; складывать картинки из кубиков; конструировать по образцу
|
Эмоции,
коммуникация
|
|
Обеспечить ребенку возможность в процессе общения со взрослыми обучиться:
|
1 – 1,5 г.
|
использовать указательный жест; проявлять сопереживание, утешение; помогать в простейших работах по инструкции
|
1,5 – 2 г.
|
использовать слово и жест «да»
|
2 – 3 г.
|
имитировать действия взрослых с бытовыми предметами; знать свой пол; вступать в контакт с ровесниками, используя жесты и отстаивать свою собственность
|
Самообслуживание
|
|
Тренировать способности:
|
1-2 г.
|
самостоятельно держать чашку, из которой пьет; жевать твердую пищу; зачерпывать пищу ложкой из тарелки; есть и пить самостоятельно, используя ложку и чашку; самостоятельно снимать или одевать шапку, стягивать носки, ботинки, снимать расстегнутое пальто, куртку, штанишки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанишки; с помощью мыть и вытирать руки; чистить зубы
|
2 -3 г.
|
переливать жидкости из одной емкости в другую; помогать накрывать и убрать со стола; есть вилкой; застегивать и расстегивать молнию; расстегивать большие пуговицы; надевать рубашку, брюки, платье; самостоятельно мыть руки с мылом, чистить зубы
|
Игра
|
|
Стимулировать выполнение действий:
|
1 – 2 г.
|
в игре воспроизводить усвоенные действия с предметами, используя игрушки («кормить» и «купать» куклу)
|
2 – 3 г.
|
в игре выступать в роли другого человека – члена семьи, представителя какой-либо профессии, персонажа сказки (сюжетно-ролевая игра; совместная игра с другим ребенком)
|
Методические
пособия
|
|
Карандаши, фломастеры, наборы кубиков для конструирования (разные по цвету и величине);
наборы форм, вставляющихся друг в друга;
мягкие куклы и игрушки, книжки с картинками и короткими стихотворениями для детей;
«почтовый ящик», матрешки, составные игрушки из двух-трех частей;
игрушки – модели людей и животных;
парные картинки, лото, набор для нанизывания и шнурования, пластилин, «пазлы» для составления целого из частей, разрезные картинки из 2-3 частей, хрестоматия для детей от 2 до 4 л., фигурки животных с детенышами, игрушечный транспорт, куклы для театра.
|