(499) 518-05-75

Обучение церковной социальной работе

Приложение 4.2

Как обучить ребенка с церебральным параличом навыкам самообслуживания

1. КОРМЛЕНИЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Правильное кормление больного малыша имеет очень большое значение не только для его роста, физического развития и здоровья, но и для развития звукопроизносительной стороны речи: в ходе кормления у него формируются необходимые для произнесения звуков движения языка, губ и нижней челюсти. Кроме того, при кормлении у малыша устанавливается тесный эмоционально положительный контакт с матерью, а это необходимое условие нормального психического развития.

Чтобы сделать процесс кормления приятным, матери следует заранее приготовить все необходимое, выбрать удобное место, расслабиться. Если у ребенка первых месяцев жизни сосательный рефлекс ослаблен, то перед кормлением полезно ваткой, смоченной в теплом молоке, нежно погладить уголки его рта, похлопать по середине верхней губы, активизируя тем самым врожденные безусловные рефлексы, способствующие захвату соска или соски. Если ребенок не может плотно сомкнуть губы при захвате соска или соски, надо придержать его губы, иногда только с одной, более слабой стороны, откуда вытекает молоко.

Некоторые дети с церебральным параличом не могут произвольно закрыть рот или делают это с чрезмерным усилием и при этом прикусывают сосок. Вначале мама должна помогать малышу закрывать рот, а затем она учит ребенка делать это самостоятельно. Чтобы ребенок лучше ощущал свои губы, надо поглаживать внутреннюю поверхность губ, использовать легкие равномерные удары концом указательного пальца по направлению от щек, подбородка и носа к губам.

Дети, которые быстро устают сосать, нуждаются в перерывах, во время которых мать нежно поглаживает внутреннюю поверхность губ и щеки ребенка.

Для некоторых детей со слабыми сосательными движениями необходимы более частые кормления.

Иногда ребенок, только начав сосать, устает и засыпает, но вскоре чувствует голод и начинает беспокоиться. Значит, промежутки между кормлениями следует сделать более короткими.

Некоторые слишком возбудимые дети пред кормлением заглатывают воздух - это вызывает у них общее беспокойство, они чувствуют распирание в животе и кричат в начале сосания. Чтобы выпустить воздух, ребенка надо положить на свое плечо, поддерживая его головку за подбородок, и слегка похлопать его по спине. В ряде случаев так необходимо делать и после кормления.

Если ребенок плотно смыкает губы, то для расслабления губной мускулатуры полезны специальные упражнения:

  • кладете свои указательные пальцы на точки, расположенные между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон, производя движения к средней линии так, чтобы верхняя губа собиралась в вертикальную складку;
  • такие же упражнения проделывают с нижней губой, затем с обеими губами;
  • теперь указательные пальцы помещаете в то же положение, но двигаете их вверх по верхней губе, обнажая десны и вниз по нижней губе, обнажая десны;
  • ваши указательные пальцы находятся в углах рта ребенка, и губы растягиваются в улыбку; обратным движением с образованием морщинок они возвращаются в исходное положение.

Некоторые дети из-за слабости сосательного рефлекса начинают сосать, закрывая и открывая рот, и взрослые в этом случае прибегают к пассивному кормлению: увеличивают отверстия в соске, откидывают голову ребенка назад, давая возможность жидкой пище стекать в глотку. Такой способ кормления не следует применять для детей с церебральным параличом, так как он задерживает развитие мускулатуры, обеспечивающей в дальнейшем произнесение звуков.

Как кормить больного малыша?

Во-первых, надо следить за его позой. Ребенок не может глотать, если его голова и шея находятся в неправильном положении по отношению друг к другу. Он давится пищей, если ест лежа или сидя с опущенной вниз головой. Поэтому перед кормлением, прежде всего надо правильно его посадить. Если головка ребенка откидывается назад или наклоняется вперед, то ему необходима определенная поддержка. Ребенка усаживают в специальный стул с поручнями: ноги под прямым углом к туловищу, голова и шея - в прямой линии с подбородком, слегка наклоненным к груди. Если ребенок сидит неустойчиво, его фиксируют специальным ремнем, полотенцем или пеленкой на уровне бедер, но ни в коем случае не на уровне живота или груди. Не менее важно с самого начала обучения ребенка самостоятельному приему пищи формировать у него не только правильный хват, но и начала этикета – соблюдение правил принятия пищи не усложнит, а облегчит процесс обучения. Кроме того, правильно и удобно организованное место для кормления будет способствовать тому, что ребенок станет и обучаться и кушать с удовольствием!





















Рис. 26. НЕПРАВИЛЬНО

Если вы кормите ребенка, у которого голова и плечи спастически выгибаются назад, не пытайтесь нагнуть его голову вперед. Она еще больше откинется назад.





















Рис. 27. ПРАВИЛЬНО.

Мышцы головы лучше расслабляются, если положить свою руку с задней стороны шеи и наклонить плечи вперед.























Рис. 28-А. ПРАВИЛЬНО.


















Рис. 28-Б. ПРАВИЛЬНО.

Приподнятое спереди сидение стула, удерживающее бедра в согнутом положении, вызывает общее расслабление тела и позволяет ребенку лучше контролировать движения.






















Опоры для стоп

Рис. 28-В. ЛУЧШЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Постарайтесь найти способы, позволяющие ребенку занимать положения, препятствующие возникновению контрактур.














Рис. 28-Г. НАИЛУЧШЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Мебель, изготовленная по росту ребенка.

Варианты приспособлений для еды см. в ПРИЛОЖЕНИИ 5.

Во-вторых, нужно создать очень спокойный, доброжелательный настрой. Иногда при кормлении ложкой ребенок слишком плотно сжимает рот, так что ложку трудно вынимать изо рта. Здесь особенно необходима спокойная обстановка. Направляя ложку в рот, каждый раз предупреждайте об этом ребенка. Иногда ложку лучше помещать в боковую часть рта.

Кормящий должен сидеть или впереди, или рядом с ребенком. Он может также посадить ребенка к себе на колени, спиной или лицом к себе.

Малыша при кормлении можно держать на коленях, повернув его к себе лицом, придерживая руками за подмышечные впадины, ноги его должны быть несколько разведены в стороны. Если ребенка кормят из бутылки, важно чтобы его руки придерживали бутылочку или даже просто находились на ней, если он не способен ее удержать. Нельзя кормить ребенка при закинутой назад голове

Ребенка, который в достаточной мере научился сидеть, можно посадить на стул за детский столик. Ноги ребенка при этом стоят на полу, бедра разведены. Взрослый садится напротив ребенка на одном уровне с ним или чуть ниже. Он следит за правильной позой ребенка, не разрешает ему сидеть «с круглой спиной» и при необходимости фиксирует его поясом в области бедер.

Часто бывает достаточно положить руку на шею ребенка и одновременно наклонить вперед его плечи или зафиксировать одну руку. Голова должна быть наклонена вперед. Поднеся ложку ко рту, внимательно следите за его губами. Если пища выталкивается языком, то ее следует вводить сбоку. Избегайте такой позиции, в какой кормят птицы, при ней трудно закрывать рот и глотать.

При тяжелых поражениях кормят в положении лежа. Голову ребенка приподнимают, а тело или поддерживают, или помещают в наклонное положение.

Чтобы облегчить кормление, надо развивать у ребенка движения губ, языка, нижней челюсти, формировать контроль над функционированием мышц рта. Для этого полезны следующие упражнения:

  • побуждайте ребенка губами тянуться к соске, пище;
  • симулируйте движения языка, надавливая на его кончик ложкой в момент кормления;
  • надавливайте на язык шпателем с вареньем;
  • обучайте ребенка жевать, подталкивая своими пальцами нижнюючелюсть вверх-вниз в ритме жевания.

Особенностью многих детей, больных ДЦП, является постоянно открытый рот и чрезмерное слюнотечение. В этих случаях, как показывает практика, взрослые стараются постоянно напоминать ребенку, чтобы он закрыл рот и проглотил слюну. Однако обычно это не дает результата.

Гораздо эффективнее периодически проводить такое упражнение: взрослый указательным пальцем слегка надавливаетмежду губой и носом, способствуя тем спонтанному закрыванию рта и улучшению глотания. Полезны также упражнения, стимулирующие движения языка.

Чтобы научить ребенка крепко держать ложку и пользоваться ею, сначала приучают его перемешивать ложкой содержимое тарелки. Возьмите для начала пластмассовую мисочку. Чтобы она не скользила по столу, под нее можно подложить влажное бумажное полотенце. Бывают также миски с «присасывающимся» донышком. Подберите удобную для ребенка ложку. Ее кончик не должен быть заострен. При необходимости, для удобства ребенка, рукоятку можно сделать толще или прикрепить к ручке специальную поддерживающую манжетку. Приспособленная, правильно подобранная ложка - большое дело (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5) .

На завтрак, обед и ужин давайте ребенку еду, которую легко есть ложкой: размятый картофель или овощи, мелкие кусочки вареного мяса, кашу, тушеное мясо, яблочное пюре.

Усадите ребенка за стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время еды надлежащий комфорт. Высоту обычного стула можно увеличить.

Обучение будет состоять из двух этапов, двух частей.

Часть1.

Встаньте за спиной ребенка, поместите ложку в его руку, а другую руку положите сбоку от миски. На протяжении всего приема пищи держите его руки своими

  1. Наполните ложку зачерпывающим движением справа налево (если ваш малыш левша, зачерпывайте пищу слева направо).
  2. Поднесите ложку к его рту и дайте ему съесть ее содержимое. Скажите: «Хорошо! Ты ешь ложкой»
  3. Опустите ложку в миску и дайте ребенку время проглотить пищу.
  4. После того как он съест четыре или пять ложек, положите ложку на стол и сделайте небольшой перерыв.

Повторяйте все пункты этой части программы, пока ребенок не закончит есть, а затем - во время четырех или пяти последующих приемов пищи или до тех пор, пока вы не почувствуете, что малышу на этом этапе необходима ваша физическая помощь.

Когда ребенок усвоит всю последовательность действий во время еды ложкой, переходите ко второй части программы и осваивайте ее шаг за шагом.

По мере прохождения второй части программы ребенок усваивает три навыка:

  1. Подносит ложку ко рту;
  2. Возвращает ложку в миску;
  3. Зачерпывает пищу.

Часть 2.

Итак, пришло время переходить к следующему шагу.

  1. Положив свою руку на руку ребенка, доведите ложку до его рта. Отпустите его руку. Позвольте ему съесть содержимое ложки и вынуть ложку изо рта. Снова положите свою руку на его и возвратите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!».
  2. Отпустите его руку в тот момент, когда ложка будет почти у рта. Позвольте ему поместить ложку в рот, съесть то, что в ней было, и, вынув ложку изо рта, немного опустить ее. Затем снова положите свою руку на его и возвратите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!».
  3. Уберите свою руку в тот момент, когда ложка будет примерно на середине пути ко рту. Пусть ребенок сам донесет ее до рта, съест содержимое и пронесет полпути назад, к миске. Затем снова положите свою руку на его и помогите возвратить ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!».
  4. Отпустите его руку, как только поможете ему набрать пищу в ложку. Дайте ему самому донести ложку до рта, съесть ее содержимое и возвратить ложку в миску. Снова положите свою руку на его, и вместе с ним наберите пищу в ложку. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!».

Теперь ваш ребенок усвоил все действия, кроме одного, необходимого — он еще не может зачерпнуть ложкой еду. Это шаг самый трудный. Когда вы сочтете нужным меньше помогать ему на этом этапе, вам нужно будет не убирать свою руку, а продолжать держать руку ребенка, но все менее крепко, до тех пор, пока он не научится зачерпывать еду сам, с почти незаметной вашей помощью. После этого направляйте уже не его кисть, а сначала запястье, потом локоть, и то лишь при необходимости. В конце концов, совсем отпустите его руку, и он будет все делать сам!

Чтобы обучить ребенка пить из чашки, в качестве тренировки научите его пить через соломинку. А теперь подберите подходящую чашку. Можно использовать чашку с двумя ручками, большим обхватом и оплавленным краем. Упражняйтесь также в одностороннем поддерживании чашки.

2. УЧИМ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ

Прежде всего, необходим правильный подход к выбору одежды.

Все предметы одежды, куртки, платья, рубашки должны быть с широкими рукавами, чтобы дети могли легко их натягивать и снимать. Разумно использовать одежду на размер больше. Нижнее белье должно быть из эластичного материала. Хорошо подходят для таких детей чулки и носки из эластичного материала без швов. Полностью исключите резинки. Большие застежки в форме крючков, большие молнии с удобными язычками предпочтительнее пряжек и кнопок. Нельзя применять скользящий материал, а также материал с шероховатой поверхностью (может вызвать раздражение кожи).

Все предметы одежды не должны требовать особого ухода.

При выборе одежды учитывайте следующее:

-практикуйте широкие вырезы, большие отверстия для головы, например для сорочек, трусы с ослабленной резинкой;

-приемлемы пуловеры с эластичными вырезами для шеи; с эластичными манжетами. Желательны застежки на липучках.

Одежда должна быть свободной, чтобы ее можно было легко надевать.

Сложные предметы одежды (например, сарафаны, блузы, пуловеры особо модного пошива - у девочек, у мальчиков - брюки с молнией) не надо ни покупать, ни носить.

Хороши накидки вместо пальто.

Устойчивость можно улучшить при помощи обуви с широкой и мягкой подошвой.

Лучше давать ребенку не перчатки, а рукавицы, которые можно связать лентами, чтобы не терялись.

В качестве головного убора используйте шапку с шарфом как один предмет одежды (при минимальных затратах - максимальная целесообразность).

Одно из условий: ребенок должен видеть и осознавать то, о чем идет речь, и то, что происходит. У него должен присутствовать живой интерес к вашим действиям.

При спастической форме паралича одна из помех - недостаточная способность переставлять ноги, у больных с гиперкинезами - недостаточный контроль за движениями. Поэтому при надевании и снимании одежды необходимо избегать положения лежа на спине, в котором только увеличивается судорожность.

Одевание в положении сидя является наилучшим.

При одевании в сидячем положении самое главное - обеспечить равновесие. Если ребенок не может самостоятельно сидеть, необходима поддержка, например, следует наклонить его за спинку вперед.

Можно помочь одеванию при вытянутых ногах поднятием ноги.

Советуем тренировать сидячее положение с помощью зеркала: пусть ребенок принимает исходные положения.

Если он в состоянии сохранить равновесие, можно сразу начинать с упражнений, тренирующих самостоятельное одевание и раздевание.

Итак, сначала тренируют сидячее положение. За этим следуют сгибательные и разгибательные движения рук, их движения относительно друг друга.

При всех движениях руки, а также при поднятии рук над головой или при их движении к затылку нельзя терять контроль над положением головы и туловища. Спастики склонны к реактивному выпрямлению бедер и колен, и к падению назад - это можно предотвратить, наклоняя туловище вперед и сгибая ноги в коленях. Так как ступни очень легко отрываются от пола, а частые самопроизвольные движения способствуют взмахам ног, эту реакцию надо устранять, нажимая на колени и сводя ноги ребенка.

















































Рис. 29. НЕПРАВИЛЬНО

Если вам нужно одеть ребенка, руки которого плотно прижаты к груди, не пытайтесь выпрямить их. Это только усилит мышечную спастичность.

Попробуйте обхватить руки ребенка выше локтей и выпрямить, осторожно поворачивая их наружу.

Многие действия легче произвести, стоя на коленях, например надевание брюк. Другие действия лучше и быстрее удаются в положении сидя, например надевание чулок.

В принципе каждое упражнение, в том числе раздевание и одевание, должно проходить по-игровому, занимательно. Нежелательно перегружать детей.

Попробуйте обучать его по такой программе:

  1. Стоя перед ребенком, просуньте обе его руки в футболку и далее в рукава. Затем поднимите их над головой так, чтобы вырез для головы оказался прямо на его макушке. Мягко опустите его руки, чтобы они легли по «швам». При этом футболка пройдет через голову. Скажите: «Надень футболку!» - и возьмитесь его руками за низ так, чтобы его большие пальцы оказались внутри закатанной части. Направьте его руки, помогая, если надо, одернуть футболку, натянув ее до талии. Потом скажите: «Молодец! Ты надел футболку!».
  2. Просуньте обе руки ребенка в рукава и поднимите их над головой со словами: «Надень футболку!» Если надо, помогите ему опустить руки «по швам». Напомните ему, как закончить эту операцию, сказав, что нужно одернуть футболку. Когда он сделает это, скажите: «Молодец! Ты надел футболку!».
  3. Просуньте обе руки ребенка в рукава. Затем скажите: «Надень футболку!» Если надо, помогите ему поднять руки над головой. Когда он опустит их и натянет футболку до пояса, скажите: «Молодец! Ты надел футболку!».
  4. Просуньте одну его руку в рукав. Затем помогите ему этой рукой ухватиться за низ закатанной футболки и скажите: «Надень футболку!» Если надо, помогите ему всунуть в рукав другую руку. Когда он самостоятельно закончит надевать футболку, скажите: «Молодец! Ты надел футболку!».
  5. Дайте ему закатанную футболку и помогите ухватиться за ее низ. Скажите: «Надень футболку!» Помогите, если надо, продеть в рукав другую руку. Когда он закончит надевать футболку, скажите: «Молодец! Ты надел футболку!».
  6. Дайте ему закатанную футболку и помогите ухватиться за ее низ со словами: «Надень футболку!» Помогите, если надо, просунуть руку в рукав. Затем помогите отпустить ту руку, которая держалась за футболку, и ухватиться за нее снова, но уже той рукой, которую он уже просунул в рукав. Теперь он может завершить операцию сам. Скажите: «Молодец!». Научиться делать этот шаг труднее всего, поэтому на его освоение уйдет больше времени, чем на освоение других шагов.
  7. Когда футболка лежит на кровати передом вниз, скажите: «Надень футболку!» Положите руки ребенка на низ спинки и помогите завернуть футболку вниз до проймы. Теперь он может надеть ее сам. Скажите: «Молодец! Ты надел футболку!». Когда он научится делать седьмой шаг, это будет означать, что он усвоил навык и теперь, после того как вы выложите для него футболку должным образом, он сможет надевать ее без вашей помощи.

Начинать учить ребенка надевать штаны можно с коротких штанишек или трусов, поскольку надевать их легче, чем длинные.

Если штаны застегиваются на пуговицы, кнопки или молнию, застегивайте их

сами.

Побуждайте ребенка садиться, чтобы надеть штаны на ноги, и вставать, чтобы натянуть их.

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он не будет успешно справляться без вашей помощи во время четырех или пяти уроков. После этого переходите к следующему шагу. Держите наготове награду.

  1. Когда ребенок сидит, наденьте штанины на обе его ноги, а затем попросите его встать. Натянете штаны до бедер. Затем поместите его руки с двух сторон на пояс штанов большими пальцами внутрь. Скажите: «Натяни штанишки!» - и, положив свои руки на его, помогите ему натянуть штаны до пояса. Затем скажите: «Молодец! Ты надел штанишки!»
  2. Наденьте на ребенка штаны, натянув их до середины бедер. Затем поместите его руки с двух сторон на пояс штанов большими пальцами внутрь и скажите: «Натяни штанишки!» Положив свои руки на его, помогите ему натянуть штанины до бедер. Затем
  3. позвольте ему самому натянуть их до талии. Скажите: «Молодец! Ты надел штанишки!» - и вручите награду.
  4. Продолжайте в том же духе, помогая ребенку закончить процесс после того, как сами наденете на него штанишки и натяните их сначала до колен, затем до лодыжек.
  5. Сядьте рядом с ребенком и наденьте ему штанину на одну ногу. Поместите его руки на штаны и, положив сверху свои руки, скажите: «Надень штанишки!» Помогите ему надеть вторую штанину. Побудите его встать и все остальное проделать самостоятельно. Похвалите и вознаградите его.
  6. Когда ребенок сидит, поместите его руки на штаны и скажите: «Надень штанишки!» Помогите ему надеть первую штанину. Уберите свои руки, после чего он уже должен сделать все остальное сам. Когда ребенок научится делать пятый шаг, это будет означать, что навык усвоен и теперь он сможет надевать штаны без посторонней помощи.

3. ПРАВИЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА.

Если у ребенка возможно появление контрактур или они уже начали формироваться, постарайтесь расположить его так, чтобы пораженные суставы находились в выпрямленном положении. Попробуйте найти для этого способы в повседневной жизни: когда ребенок сидит, лежит, играет, учиться, купается и движется.

Что бы ребенок ни делал, побуждайте его занимать такие положения, при которых:

  • голова расположена прямо и слегка наклонена вниз;
  • тело расположено прямо (не согнуто, не повернуто в сторону и не искривлено);
  • обе руки выпрямлены и не прижаты к телу;
  • ребенок пользуется обеими руками прямо перед глазами;
  • равномерно распределяет нагрузку на обе стороны тела – на оба бедра, оба колена, обе стопы или обе руки.

Старайтесь, чтобы ребенок занимал такие положения, которые соответствуют степени его развития. Играя с ребенком, разговаривая с ним, давая ему интересные предметы, следите за правильным положением его тела.

Не все дети способны оставаться в этих положениях без необходимой опоры. Могут понадобиться специальные стулья, столы, распорки, подкладки или мешочки с чистым песком для создания правильного положения.

Ребенку изображенному сверху на этой странице, может понадобиться такой стул.












Рис. 29-А. ЛЕЖИТ





















Рис. 29-Б. СИДИТ Рис. 29-В. ПОЛЗАЕТ


















Рис. 29-Г. СТОИТ





















Рис. 29-Д. ПРАВИЛЬНО

Мешочки с песком, помогающие удерживать руку в выпрямленном неподвижном положении.

Подкладочные бруски между коленями и стопами, позволяющие удерживать их в разведенном положении.

Подкладка, не дающая голове наклоняться набок.

Доска, удерживающая подкладку.

Подкладочные бруски, удерживающие тело от наклона в стороны.

ПРИМЕЧАНИЕ

Удалите крепежные ремни и опоры, как только ребенок сможет самостоятельно оставаться в правильном положении.

ОСТОРОЖНО!

Не оставляйте ребенка в каком - либо одном положении на много часов, так как его тело может постепенно «окостенеть» в этой позе. Чаще изменяйте положение его тела или, еще лучше, побуждайте ребенка менять положение. Если ребенок может успешно менять свое положение, предназначенные для него стулья, сиденья и другие приспособления не должны препятствовать его движениям.
































Рис. 30. Если ноги у ребенка прижаты друг к другу и повернуты внутрь, плечи опущены вниз, а руки повернуты внутрь, усадите его так, чтобы ноги были разведены в стороны и повернуты наружу.












Рис. 31. Поднимите его плечи вверх и поверните руки наружу.















Рис. 32. Поищите простые способы, позволяющие ребенку находиться и играть в правильном положении без вашей помощи.


















Рис. 33. Если в положении сидя у ребенка ноги согнуты кольцом, это способствует выворачиванию их наружу в тазобедренных суставах.

















Рис. 34. Если ребенку с мышечной спастичностью трудно сидеть, вы можете вот так контролировать положение его ног. Такое положение позволяет вам высвободить руки для выполнения упражнений с ручками ребенка.













Рис. 35. Посадите ребенка себе на живот так, чтобы ноги у него были разведены в стороны, а стопы плотно упирались в пол. Создайте опору своими коленями. Когда ребенок начнет доставать до своего лица, последите, чтобы его плечи, руки и кисти принимали более естественное положение. Постарайтесь превратить это в игру.

ПУСТЬ РЕБЕНКУ БУДЕТ ВЕСЕЛО!













Рис. 36. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ






















Рис. 37. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Побуждайте ребенка придавать телу и рукам более правильное положение во время игр и занятий на подражание.

Дети с расстройством координации движений часто сидят, расставив ноги буквой «W», чтобы не опрокинуться назад. Это положение не следует поощрять, т.к. оно может увеличить контрактуры и вызвать ослабление или деформацию тазобедренных и коленных суставов. Однако если ребенок может пользоваться руками, сидя только в этом положении, ему следует разрешить это















Рис. 38. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Поищите способы, позволяющие ребенку сидеть с выпрямленными и разведенными в сторону ногами. Горшок или бревно позволяют развести колени в сторону. Углубления для пяток также будут этому способствовать.




















Рис. 39. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ




















Рис. 40. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Если рука ребенка постоянно выгибается вверх, старайтесь, чтобы он вытягивал руку и держал ею предметы. Ребенку может понадобиться штырь, за который он будет держаться.































Рис. 41. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

































Рис. 42. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Если ребенок сильно наклоняется назад, ему нужно выполнять действия, способствующие наклону головы, тела и плеч вперед.




















Рис. 43. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Ноги должны находиться под прямым углом. При вероятности образования контрактур коленных суставов постарайтесь держать ноги так, чтобы коленные суставы были, как можно больше выпрямлены.













Рис. 44-А. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ














Рис. 44-Б. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

















Рис. 44-В. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Попробуйте снять мышечную спастичность, наклонив тело ребенка вперед в гамаке, на бочке (на пляжном мяче, большом камне и т. д.), на качелях сделанных из автомобильной шины.











Рис. 45-А. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ














Рис. 45-Б. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Если ребенок не может дотянуться до предметов в этом положении, постарайтесь расположить его так, чтобы он мог поднять голову, пользуясь при этом руками.











Рис. 46. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Сделайте углубление в земле, препятствующее возникновению контрактуры стоп.

















Рис. 47-А. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
















Рис. 47-Б. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Если голова ребенка поворачивается в одну и туже сторону, не позволяйте ему лежать так, чтобы приходилось поворачивать голову в эту сторону, наблюдая за происходящим вокруг. Наоборот положите его так, чтобы он поворачивал голову в другую сторону, чтобы видеть, что делается вокруг.












Рис. 47-В. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ