Целью двигательной реабилитации и абилитации детей, и основной задачей кондуктивной терапии, является обучение ребенка самостоятельному передвижению и самообслуживанию, при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов. Степень сложности упражнений различна. Не спешите использовать все упражнения, согласуйте их с возможностями Вашего ребенка.
Один из принципов: задача должна быть выполнимой! Только после того, как ваш ребенок освоит простые упражнения, усложняйте задачу.
В ПРИЛОЖЕНИИ 3 приведен комплекс упражнений, предназначенный для работы с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Дети более раннего возраста по своему психическому и физическому развитию не способны овладеть необходимым комплексом упражнений чаще всего потому, что не понимают сложных инструкций. Для них и детей с особенностями интеллектуального развития выполнение упражнений потребует от Вас помощи в освоении словесных инструкций - употребляйте только те слова, значение которых известно ребенку, выполняйте действия поэтапно, сопровождая каждый этап речью. Кроме того, используйте склонность Вашего ребенка к подражанию и игре, это поможет ему не только быстро запомнить инструкции и новые слова в них, но и освоить новые движения как составную часть интересной игры.
Предлагаемые Вам упражнения разработаны специально для занятий в домашних условиях.
Как и любые другие упражнения, данный комплекс требует постоянного повторения и тренировки. Часть выработанных навыков будет поддерживаться в процессе их естественного использования, например, ходьба, другая часть специфических навыков (отправление физиологических функций) нуждается в каждодневном, систематическом контроле при их выполнении. Они должны стать составляющей частью образа жизни Вашего ребенка.
Если ребенок, несмотря на Ваши усилия, все же не справляется с заданиями, специалисты (психолог, дефектолог) помогут Вам выяснить причину. Важнее всего - вовремя получить информацию.
Вы обязаны знать, что двигательные нарушения значительно компенсируются при применении современной медикаментозной терапии.
В последнее десятилетие с целью коррекции мышечной спастичности применяется эффективный миорелаксант пролонгированного действия – ботулинический токсин типа А. В настоящее время применяются два препарата: Диспорт (компания-производитель «Ipsen», Франция) и Ботокс (компания-производитель «Allergan», США). Действующее вещество обоих препаратов - ботулотоксин А.
Обратите внимание на то, что терапевтическая эффективность ботулинического токсина является неопровержимым фактом, но только сочетание лечения препаратом с методами кинезотерапии, физиотерапии, консервативной ортопедической коррекции и психолого-педагогического воздействия могут привести к максимальной успешности проводимой реабилитации. Иногда оптимальный результат достигается при сочетанном введении препаратов ботулотоксина А с сосудистыми, ноотропными препаратами, при индивидуальных показаниях – с препаратами, улучшающими нервную проводимость. В настоящее время эффективность препаратов ботулотоксина А общепризнанна и подтверждена опытом его эффективного использования в комплексной терапии ДЦП не только за рубежом, но и в нашей стране. Мы также считаем введение препаратов ботулотоксина А необходимым элементом современного восстановительного лечения ДЦП при наличии соответствующих показаний.
Итак, Вы приступаете к восстановительному лечению ребенка, руководствуясь основными принципами кондуктивной терапии изложенными в нашей работе.
Важно не делать за ребенка все необходимое! Помогайте ребенку лишь в такой степени, чтобы он научился лучше обслуживать себя.
Физические упражнения и специальные двигательные режимы наиболее эффективно закрепляются, если они включены в повседневную деятельность ребенка. Например, время, которое ребенок проводит за столом во время принятия пищи, рисования и т.д., посещение ванной комнаты можно использовать для формирования, закрепления и автоматизации определенных движений и поз с реальными предметами обихода и развивающими упражнениями и заданиями. В дальнейшем некоторые из этих навыков можно использовать как упражнения на занятиях кондуктивной терапией, что позволит превратить их в увлекательную игру, следовательно, усилить мотивацию ребенка к овладению двигательными навыками.
Игра – дело серьезное! Особое внимание следует уделить процессу организации игр. Вне всякого сомнения, для организации интересной и полезной Вашему ребенку игры важны, как умение взрослого включаться в игру, так и руководить ее процессом. Взрослый как руководитель игры должен не только знать ее содержание и правила, но и учитывать уровень развития игровой деятельности ребенка, для того чтобы игра была интересной и понятной для ребенка. Если Вам не удается руководить процессом игры, т.е. ребенок быстро теряет к ней интерес, выполняет не ту деятельность, которая необходима в процессе игры, а начинает манипулировать предметами или бесцельно перемещаться по помещению, постоянно забывает о правилах и т.д., Вам необходимо проконсультироваться с психологом или логопедом-дефектологом для диагностики уровня развития игровой деятельности и речи. Взрослый человек, включающийся в игру, делает ее более динамичной и разнообразной.
Очень важно уметь пользоваться, так называемыми «сигнальными» словами, диктующими то или иное действие, каждое действие должно называться одинаково. Вы не должны, использовать грамматические варианты или синонимы (если Вы выбрали в качестве названия действия фразу «подними руки», не заменяйте ее чем-либо вроде «тянись-тянись», «выше-выше», «ручки вверх»). Эти слова нужно произносить четко, несколько громче остальных слов в предложении и выделять предварительно паузой.
Игры, использующиеся в кондуктивной терапии могут быть направлены на:
- повышение двигательной активности и жизненного тонуса;
- развитие отдельных групп мышц;
- совершенствование основных двигательных навыков;
- нормализацию частоты дыхания и сердечного ритма после активных двигательных упражнений.
Кроме того, правильно организованные игры способствуют развитию зрительно-моторной координации, пространственных представлений, повышению общей осведомленности и активизации наглядно-действенного мышления и речи (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Правильно организовать игру, сделать ее более интересной для детей невозможно без использования различных пособий, тренажеров. Они дают большие возможности для усложнения движений, что приводит к постепенному совершенствованию двигательных навыков.
Использование музыки в процессе занятий, оказывает положительное влияние, на эмоциональное состояние ребенка.
Используя музыкальное сопровождения занятий, важно учесть, что для детей раннего возраста и детей, имеющих тяжелые нарушения двигательной сферы лучше всего включать в занятие музыкальные паузы, которые помогут ребенку отдохнуть и расслабиться, а не использовать музыкальные фрагменты для сопровождения выполняемых упражнений.
Для этого существуют несколько причин, главные из которых:
- маленькому ребенку очень тяжело выделить Ваш голос из фона, особенно, если это не просто музыкальный фрагмент, а песня;
- вашему ребенку может не хватить объема внимания и памяти для того, чтобы одновременно производить неосвоенные им движения, следить за правильностью их выполнения и выполнять ритмично.
Кроме того, важно знать, что целесообразно использовать музыкальное сопровождение на этапе закрепления выполнения освоенных движений, для того, чтобы с ее помощью ребенок мог отвлечься от словесных инструкций и сосредоточиться на самом процессе движения. Музыкальные фрагменты должны соответствовать двигательным возможностям ребенка (темп и ритм не должны их превышать), поэтому проще всего, если есть такая возможность, проводить занятия с аккомпаниатором.
На протяжении всего кондуктивного занятия необходимо обеспечивать ребенку удобное положение и хороший обзор. При необходимости следует корректировать его позу. Все движения обязательно выполнять в поле зрения ребенка.
Одной из важных задач кондуктивного занятия является развитие зрительного и слухового внимания, необходимых для полноценного овладения навыками общения и речью. Так, например, детям, не владеющим устной речью, это позволит упростить усвоение связи между движением и его словесным обозначением, что будет способствовать развитию пассивного словаря; детям, владеющим речевыми навыками, позволит развить активный словарь и словесный контроль собственных действий (особенно если ребенок сам сопровождает собственные движения громкой речью).
Для занятий Вам понадобится комплект мебели, чертежи которой представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 5. Все эти предметы должны быть сделаны из дерева и тщательно отшлифованы, гвозди утоплены, грани притча (деревянный топчан для кондуктивных занятий) закруглены (о конструктивных особенностях см. в ПРИЛОЖЕНИИ 5). Не старайтесь улучшить конструкцию этих тренажеров, она отработана десятками лет, за исключением длины притча, которая может изменяться в зависимости от роста ребенка. Это не только приспособление для занятий, но та обстановка, в которой ребенок будет жить. На притче он будет заниматься упражнениями, спать, есть, умываться. При помощи стульев он будет учиться ходить, а в дальнейшем станет самостоятельно передвигаться по квартире.