Лечебная физкультура для детей с ДЦП
Данная книга представляет собой систематизированный опыт работы по использованию логопедического массажа и лечебной физкультуры в комплексе реабилитационных мероприятий для детей 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом.
В брошюре представлены основные виды и приемы логопедического массажа и особенности его использования. Содержится система занятий с оригинальными ручными тренажерами, предлагается вариативность комплексных нагрузок.
Предисловие
Детский церебральный паралич характеризуется диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата. Ведущим симптомом заболевания являются двигательные расстройства.
Речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизартрии. Они имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем. Материалы данной брошюры представляют собой обобщенный опыт успешного использования логопедического массажа и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК) с дошкольниками 3-5 лет в решении ряда практических задач:
§ коррекции речедвигательных нарушений;
§ улучшения гнозиса и динамического праксиса;
§ формирования комплекса сенсорных, двигательных и речевых функций;
§ развитии мелкой моторики руки;
§ коррекции личностных нарушений, характерных для детей с церебральными параличами (черты инфантилизма, негативизм).
Логопедический массаж и лечебная физкультура являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя. Их постоянное взаимодействие, общие сферы приложения профессиональных интересов обеспечивают успешную реализацию практических задач по каждому разделу работы, способствуют оптимизации лечебного и обучающего процессов.
В комплекс мероприятий, направленных на реализацию практических задач включены:
§ Логопедический массаж.
§ Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата.
§ Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкультура проводятся, в несколько этапов.
I этап, на котором решаются следующие задачи:
§ гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры;
§ активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;
§ формирование артикуляционных укладов;
§ формирование артикуляционных движений;
§ развитие двигательных функций руки (опорность, захват, манипуляции);
§ проведение мероприятий, формирующих адекватные способы общения, стабилизирующих эмоциональную сферу (в частности, снижающих чувство страха, т. к. возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов).
II этап посвящен:
§ формированию устойчивых двигательных и речевых кинестезии (кинестетического контроля и следового образа движения артикуляционной мускулатуры);
§ выработке качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада (произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость),
§ выработке качественной характеристики мимического и артикуляционного движения (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, дифференцированность, переключаемость);
§ развитию моторики руки (ритма и дифференциации движений);
§ формированию мотивации деятельности и активных личностных установок.
III этап направлен на:
§ улучшение динамического праксиса;
§ развитие мелкой моторики руки (ритма и координации движений);
§ коррекцию звукопроизношения;
§ формирование навыков целенаправленной деятельности.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
В работе с детьми используют следующее виды массажа:
§ Классический.
§ По биологически активным точкам (БAT).
§ С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.
1. Классический логопедический массаж
Последовательность движений сверху вниз - ото лба к подбородку (на этапе подготовки мышц последовательность движений снизу вверх - от шеи ко лбу).
Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы, по месту прикрепления мышц.
Движения различаются по силе воздействия (глубокие и медленные - седативные, поверхностные и быстрые - тонизирующие), по типу (поглаживающие, разминающие, перетирающие, растягивающие, вибрационные, надавливающие, поколачивающие, похлопывающие).
Ниже предлагается универсальная схема массажа (без учета формы и степени выраженности дефекта). См. табл. №1.
Таблица №1
Часть лица
|
Направление движения
|
Тип движения
|
|
- от подбородка к вискам;
- от уголков рта к вискам;
- от крыльев носа к вискам;
- вдоль скуловой кости к вискам,
- по надбровным дугам по направлению к вискам
|
поглаживающие, растягивающие
|
Лоб
|
- вдоль мышцы, сморщивающей лоб (от корня носа к волосистой части головы),
- по надбровной дуге в направлении к вискам;
- по краю лобной кости
|
поглаживающие и разминающие, вибрационные (при спастичности мышцы, сморщивающей лоб) поглаживающие, разминающие
|
Глаза
|
- в точке VB 1 к вискам; - в точке Taiyang к вискам;
- в точке Е 1 в направлении сверху вниз; - вдоль глазничной части круговой мышцы глаза (верхнего края скуловой кости), в местах прикрепления малой скуловой, большой скуловой, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы, поднимающей верхнюю губу.
|
растяжка
поглаживающие и разминающие
|
Нос
|
- от корня к кончику носа с фиксацией в точке VG 25
- вдоль крыльной части носовой мышцы
|
поглаживающие и разминающие, разглаживающие, растирающие, вибрационные
|
Носогубная складка
|
- вдоль "царской мышцы" с фиксацией и растяжкой в точке Е 4 (в стороны).
|
растягивающие
|
Щеки
|
- от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть; от угла рта к вискам по щечной мышце
|
Растягивающие поглаживающие, разминающие, растягивающие перкуссионные, при наличии АШТР-растягивающие
|
Рот
|
- от угла рта (в точке Е4): а) в стороны (в месте прикрепления мышцы, опускающей угол рта, щечной мышцы, малой и большой скуловых мышц, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы смеха); б) вверх ("улыбка клоуна") - по краевой части круговой мышцы рта, образуемой мышечными пучками от мимических мышц (мышцы, поднимающей угол рта, мышц, поднимающей верхнюю губу, щечной и др.);
- по верхней и нижней губе (с внешней и внутренней сторонам круговой мышцы;
- по ротовой мышце
|
двухсторонние растягивающие
поглаживающие, надавливающие, разминающие круговые движения
разминающие возвратные движения
поколачивающие движения мягкой щетиной зубной щетки (направление движения по часовой стрелке)
|
Подбородок
|
- от подбородка к углу рта (вдоль мышц: опускающей угол рта, нижнюю губу и подбородочной мышцы);
- вдоль скуловой кости нижней челюсти (в местах прикрепления жевательной мышцы, мышцы опускающей угол рта, нижнюю губу);
- вдоль мышц дна ротовой полости
|
поглаживающие и разминающие,
растягивающие вибрационные
растягивающие
|
Шея
|
- вдоль грудинно-ключично-соцевидной мышцы
|
поглаживающие, растягивающие
|
Массаж предваряет проведение пассивно-активной гимнастической и артикуляционной мускулатуры. Пассивно-активная гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между любым видом массажа лицевой мускулатуры (точечным, классическим) и массажем языка. С ее помощью успешно снимается спастичность мышц корня языка, что способствует вынесению языка из полости рта. Гимнастика для мышц шеи проводится последовательно:
§ в три этапа: пассивно (руками логопеда), активно (выполняется ребенком по инструкции), с сопротивлением;
§ в трех положениях: лежа на животе (с целью гашения тонических рефлексов, устранения патологических синкинезий), на спине (предплечья на краю кушетки), в вертикальном положении;
§ с наращиванием нагрузки от 1-3 до 12-15 раз.
Исключение составляют круговые движения головой (не более 3 раз в каждую сторону). Повторяемость движений на пораженной и здоровой стороне тела находится в соотношении 3:1.
2. Массаж по биологически активным точкам
Он проводится с детьми 3-5 лет на первом этапе ЛЛФК. Спорным является вопрос о том, что в более поздние сроки эффективность его применения снижается в связи с возрастным увеличением устойчивых порочных поз и движений, мешающих нахождению истинной точки и глубине воздействия на нее.
Основные задачи его применения заключаются:
§ в более избирательном воздействии на отдельные группы мышц, иннервацию нервов,
§ нормализации тонуса мышц, и стимуляции активного движения,
§ улучшении регуляции вегетативных функций и обменных процессов.
Массаж по точкам способствует успешному проведению пассивно-активной гимнастики. Руководствуясь опытом практической работы, можно сделать вывод о несовместимости одновременного проведения общего логопедического и массажа по точкам, т.к. часто у ребенка с церебральным параличом возникает реакция, неадекватная воздействию, мешающая, формированию устойчивой рефлекторной дуги, с возможными проявлениями вегетативных расстройств, эмоционально-личностных нарушений.
Реализуя задачи, направленные на нормализацию тонуса мышц, используются два основных метода тормозной и возбуждающий. Первый метод заключается в использовании плавных медленных вращательных движений подушечкой пальца (указательного или среднего) с постепенным нарастанием фиксацией и уменьшением силы давления (без отрыва пальца от точки). Возбуждающий метод предполагает использование энергичных коротких надавливающих движений с резким отрывом пальца после каждого приема.
Точки воздействия всегда двухсторонние, продолжительность воздействия на каждую точку от 15 до 30 сек. с постепенным увеличением нагрузки.
Предварительная работа заключается:
§ в подборе точек в зависимости от целей и задач массажа (по результатам невролого-логопедического обследования) и составлении схемы,
§ пальпации на предмет увеличения желез (при краниостенозе, стенозе венечного шва черепа не рекомендуется проводить массаж мышцы, сморщивающей бровь, лобных мышц; в случае увеличения переднеи заднешейных желез необходимо отказаться от массажа мышц шеи, заменив его пассивно-активной гимнастикой; в случае, когда увеличены подчелюстные лимфатические узлы, следует исключить упражнения с элементами метамерной стимуляции Скворцова - Осипенко вдоль скуловой кости нижней челюсти).
Помимо точек акупунктуры, расположенных на лице, используют:
§ главную точку тонизирования во всей акупунктурой системе Е 36 (Zusanli), расположенную на передней области
голени (используется при слабой конституции, при атоническо-астатической форме церебрального паралича),
§ главную точку для всех парезов F 3, обладающую сильным седативным воздействием и расположенную на тыльной стороне стопы, в межкостном промежутке между первой и второй плюсневыми костями (используется при парезах, при спастичности мышц);
§ GI 4(Hegu), расположенную на тыльной стороне кисти и отвечающую "за все происходящее в голове и на лице" (в сочетании с. Е 36 оказывает тонизирующее воздействие, в сочетании с F 3 используется при парезах). Элементы вибрационного массажа используются в комбинации с классическим массажем для достижения максимального эффекта релаксации в одном случае, и щадящем массаже - в другом.
Основные, используемые точки, представлены в таблице № 2, а их местоположение на лице и шее на рис. 1. Названия и описания точек, представленные в таблице, из книги "Анатомо-клинический атлас рефлексотерапии". Авт. Я.В. Пишель, И.И. Шапиро. - М.: Медицина, 1991. См. таблицу № 2.
3. Элементы метода метамерной стимуляции Скворцова - Осипенко
Данные элементы включены в комплекс упражнений классического массажа или массажа по точкам (разминающие движения вдоль надбровных дуг, по верхней и нижней части скуловой кости, по кости нижней челюсти в направлении от центра к периферии). Этот метод используется с целью воздействия на рефлексогенные зоны, активизирующие движения.
Рис.1 Местоположение биологически активных точек на лице и шее
Возможные нарушения
|
Иннервация
|
Точки
|
Локализация
|
Дополнительные движения
|
Нарушения произвольных мимических движений в области лба (хмурить-поднимать брови) и глаз (прищуривать и широко раскрывать глаза), косоглазие
|
Лобная мышца,
мышца, сморщивающая
бровь,
Круговая мышца глаза
Круговая мышца глаза,
височная фасция и височная мышца
|
V2. (1)
El.(2)
VB 1(3)
|
Область глазницы, выше медиального угла глаза, у верхнего края начала брови.
Область глазницы, над подглазничным краем тела верхней челюсти на вертикали через центр зрачка.
Область глазницы, латеральнее наружного угла глаза на 0,5 см.
|
Растяжка к вискам
|
при нарушениях произвольных движений в области носа (сморщивание)
поднимающая верхнюю губу и крыло носа
|
Нос, глубже мышца, поднимающая верхнюю губу
|
GI20(4)
края крыла носа;
VG25(5)
|
Впереди носогубной складки, в борозде у середины заднего
В центре верхушки носа
|
Вибрационные
|
при поражениях подъязычного нерва, выражающихся в затруднении движения нижней челюсти, повышенной саливации, нарушении функций жевания, глотания; нарушения подвижности мышц языка,
при поражении лицевого нерва, обусловливающего нарушения мышечного тонуса губ;
при поражении языко-глоточного нерва, проявлением которого является нарушение мышечного тонуса корня языка и мягкого неба
|
Круговая мышца рта
пая точка -
Foramen
mental (8)
|
VG 26(6)
ней трети губного желобка
(шоковая точка);
GI 19
(7)парная
перекрест-
верхней губы;
VC 24(9)
губной борозды;
|
Верхняя губа в области верх-
Область рта кнаружи от губного желобка, на 1/3 расстояния между крылом носа и краем
Подбородочная область, в области середины подбородочного
|
|
В месте вплетения в нее большой скуловой мышцы, мышцы смеха,
Мышцы, опускающей угол рта, щечной
|
|
Е4(10)
|
Щечная область, кнаружи от угла рта па 1 см.
|
Растяжки в стороны ("улыбка"), растяжка вверх ("улыбка клоуна")
|
При парезах, гиперкинезах, когда нарушена функция подъема нижней челюсти
|
Ветвь нижнечелюстного нерва, часть тройничного нерва
Большой ушной нерв, задний край мыщелкового отростка нижней челюсти
Ветви нижнечелюстного нерва, глубже – лицевого нерва,
височно-нижнечелюстной сустав
|
TR21 (11)
IG19
(12)
VB2 (13)
|
Околоушно-жевательная область, кпереди и кверху от козелка ушной раковины в углублении Околоуншо-жевательная область, впереди козелка ушной раковины в углублении между ним и мыщелковым отростком нижней челюсти Околоушно-жевательная область, кпереди от межкозелковой вырезки, у заднего края суставного отростка нижней челюсти, в углублении.
|
|
При гиперкинезах жевательных
мышц
|
Большой ушной нерв, щечная ветвь лицевого нерва,
жевательная мышца
Ветвь нижнечелюстного нерва, тройничного нерва,
скуловые ветви лицевого нерва, глубокая часть жевательной мышцы
|
Е6 (14)
Е7 (15)
|
Околоушно-жевательная область, кпереди и кверху от угла нижней челюсти, в углублении; Околоушно-жевательная область, ниже скулового отростка височной кости, кпереди и книзу от мыщелкового отростка нижней челюсти, на уровне шейки нижней челюсти, в углублении.
|
|
При спастичности корня языка, саливации
|
Ветви поперечного нерва шеи, пластинки шейной фасции, затем щитовидно-подъязычная мембрана
Подкожная мышца шеи
|
VC23 (16)
Е9
(17)
|
Передняя часть шеи, на уровне промежутка между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща Передняя область шеи, сонный треугольник, у переднего края грудинно-ключично-сосцевидной мышцы, на уровне верхнего края щитовидного хряща
|
|
ПАССИВНО-АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
1. Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата
Используя основные методы и приемы, разработанные Панченко И.И., в практику проведения гимнастики введены элементы фонетической ритмики, игровые приемы, позволяющие активизировать сохранные при псевдобульбарной, мозжечковой дизартриях непроизвольные движения, осуществлять их успешный перевод в произвольную форму. Оптимальными игровыми приемами являются:
а) "Веселые картинки", "В цирке", "Зоопарк" (использование предметных и ситуативных картинок, изображающих персонажей известных сказок и животных с характерными выражениями (мимические и артикуляционные позы), б) "Расскажем сказку вместе" (комментированный показ мимических и артикуляционных движений, отражающих характер героев известных сказок).
2. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы
Является важным разделом комплексной работы логопедической службы и ЛФК. На занятиях ЛФК массажист:
§ создает предпосылки для осуществления движения: добивается снятия блоков, контрактур в верхних конечностях, нормализует мышечный тонус, устраняет порочные положения кисти и пальцев;
§ поэтапно формирует двигательную функцию руки (опорность, захват, манипуляции, мелкую моторику).
Логопед в свою очередь, включает формируемые умения в комплексе мероприятий, учитывающих рефлекторную природу движений:
§ развивает двигательные кинестезии последующим параметрам: точность, сила, устойчивость;
§ работает над улучшением динамического праксиса;
§ формирует комплекс двигательных, сенсорных и речевых
функций в ходе выполнения упражнений.
Реализуя эти задачи на занятиях ЛЛФК, используют:
§ элементы массажа по точкам для достижения экстензии и
супинации кисти руки;
§ вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн" (авторская разработка); резинки различной степени упругости;
§ разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" (авторская разработка) и др.;
§ пальчиковую гимнастику с элементами логоритмики.
"Пальчиковый бассейн" легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6-8 см.
Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательных кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис.
Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.
"Разноцветные прищепки ". Этот прием заимствован из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей инвалидов в институте физкультуры г. Москвы. Он был адаптирован и прошел успешную апробацию в детском психоневрологическом санатории №65 с группой детей 3,5 - 4 лет (15 человек) и 5-6 лет (13 человек). Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой пассивно-активной гимнастикой. Показаниями к применению этого вида работы являются: глубокие задержки психоречевого развития, личностные нарушения у детей с чертами инфантилизма, атонически-астатическая форма ДЦП.
Разработана схема проведения этого, весьма эффективного вида работы; продолжительностью процедуры от 3-5 минут до 7-10 минут.
1-3 дни - большой палец;
4-6 дни - большой и указательный пальцы;
7-9 дни - большой, указательный, средний пальцы.
Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.
Такое постепенное увеличение и уменьшение нагрузки помогает адаптироваться детям со слабостью контролирующей функции коры и низким порогом включения охранительного торможения.
Если во время сочетанной процедуры массажа и прищепок у ребенка возникают негативные эмоциональные реакции, возбуждение, процедуру необходимо прекратить.
Творческая фантазия специалиста может подсказать различные варианты дополнительного использования этих ярких разноцветных приспособлений. На занятиях с малышами они могут выполнять роль сенсорных эталонов цвета при автоматизации качественных прилагательных, обозначающих цвет ("Возьми красные прищепки. Какие прищепки я посадила на пальчик?"). С их помощью у пятилетних детей можно закреплять представление о множестве, используя количественные и порядковые числительные ("Сколько прищепок я посадила па пальчики? Какого цвета вторая прищепка? Сколько сняли (посадили)? Сколько всего стало?").
Логопедическая щетка "ежик"
Рабочую поверхность "ежика" можно наготовить из массажной щетки для волос. Для этого используется резиновая основа с деревянными зубцами. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. На обратную сторону резиновой основы приклеивается кожа (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания "ежику" жесткой формы. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях:
а) зубцами к ладонной поверхности руки,
б) зубцами кнаружи.
С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физкультурой.
Разработана система занятий, направленных па последовательное решение следующих задач:
1. Коррекцию личностных нарушений (инактивности, негативизма) и трудностей адаптации:
§ установление телесного контакта с ребенком,
§ воздействие системой сенсорных стимулов с одновременным вызовом адекватных эмоциональных переживаний.
2. Формирование ритма движений.
3. Формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых (функций (слоговой анализ слова и звуковой анализ слога на этом этапе не проводится).
4. Развитие фонематического слуха и слуховой памяти, ритмико-интонационной и слоговой структуры слов.
В упражнениях используются попеременные и синхронные движения обеими руками. В случае резкого ограничения подвижности рук логопед помогает ребенку, используя совмещенные действия.
На первых этапах работы продолжительность занятий не регламентируется временем и количеством повторений, но зависит от эмоционального настроя ребенка, его готовности к совместным действиям. Система упражнений представлена в приложении 2.
Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
В ней используются три основных комплекса упражнений:
§ на отведение, противопоставление пальцев;
§ на сопротивление;
§ на координацию.
С первым комплексом упражнений можно познакомиться в книге "Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком" (авторы Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В.). Каждое задание этого комплекса отрабатывается многократно в разных вариантах предъявления (в "пальчиковом бассейне", на столе, различных поверхностях - шероховатых и гладких, твердых и мягких и пр.).
В комплексе упражнений на сопротивление широко используются резинки разной степени упругости. Надетые в виде восьмерки на разводящие пальцы, или соединяющие три пальца в щепоть, они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений.
Упражнения на координацию обеспечивают формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых функций, а также тонких дифференцированных движений пальцев.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Особую значимость в практической работе приобретает сочетаемость коррекционно-развивающих методов и приемов, перспективное планирование которых проводится с учетом принципов:
1. Комплексности.
2. Учета индивидуальных особенностей ребенка.
3. Принципа поэтапного формирования навыков.
4. Дифференцированного подхода в логопедической работе.
1. Принцип комплексности
Принцип комплексности реализуется в двух направлениях. Первое направление определяется наличием "коррекционных зон взаимодействия" и выражается в содружественной координированной работе всех специалистов (см. табл.№ 3).
Таблица №3
Зоны взаимодействия
|
Содержание работы
|
Невропатолог и логопед
|
Ежегодное невролого-логопедическое обследование, в ходе которого заполняется карта движений (см. Приложение), итогом является постановка речевого и интеллектуального диагнозов, адекватный подбор медикаментозных средств, планирование логопедической работы;
обработка результатов невролого-логопедического обследования и определение содержания комплексных нагрузок (для каждого ребенка);
общее динамическое наблюдение в течение всего периода обучения, целью которого является коррекция схемы. Лечения в соответствии с динамикой в обучении (или отсутствием таковой)
|
Служба ЛФК и логопед
|
Определение направлений и постановка задач общей лечебной физкультуры (ЛФК) и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК); определение неврологического статуса ребенка с выделением ведущего неврологического синдрома, тяжести двигательного нарушения и составление индивидуальной схемы лечения; разработка комплекса психологических установок, учитывающего особенности личности каждого ребенка; интеграция методов и приемов ЛФК и ЛЛФК.
|
Физиотерапевт и логопед
|
Физиотерапевтические мероприятия, направленные на: а)уменьшение проявлений неврологических синдромов, б) подготовку артикуляционного аппарата к проведению ЛЛФК (термоаппликации на область оральной мускулатуры, магнитотерапия на рефлекторные зоны, электросон при гиперкинезах и пр.). Физиотерапевтические процедуры приобретают особую значимость на первых этапах ЛЛФК.
|
Воспитатель и логопед
|
соблюдение речевого и двигательного режима в группе на занятиях и в свободной деятельности.
|
Например, развитие двигательной активности руки является одной из основных задач коррекционной зоны взаимодействия логопеда и массажиста. На первом этапе массажист создает предпосылки для осуществления движения (устраняя тонические рефлексы, патологические позы и двигательные стереотипы) и формирует умения. Логопед, в свою очередь, включает эти умения в разнообразную деятельность, достигая устойчивых двигательных навыков через усиление и обогащение следового образа движения. С этой целью используются вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн", резинки различной толщины, разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" и др.).
2. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка
1. При планировании комплекса персональных нагрузок реализуется принцип учета индивидуальных особенностей ребенка. В соответствии с ним дети делятся на условные подгруппы:
§ Основная.
§ С ограничением нагрузок.
§ С противопоказаниями.
Противопоказаниями к использованию логопедического массажа и ЛЛФК считаются обострения эпи. синдрома, аллергических реакций. В эту группу включены также дети с выраженным [поведенческим негативизмом (в период их адаптации в учреждении). Ограничены нагрузки для соматически ослабленных детей, с судорожной готовностью в анамнезе, с эмоциональной лабильностью.
Важно также учитывать особенности личностных нарушений каждого ребенка (отсутствие или наличие мотивации, уровень притязаний и самооценка, ведущая форма общения, наличие (отсутствие гипо или гиперопеки). Данные о личностных нарушениях, отраженные в невролого-логопедическом обследовании, помогут специалистам правильно построить взаимоотношения с ребенком, формировать у него активные личностные установки.
3. Принцип дифференцированного подхода
С учетом принципа дифференцированного подхода, составляются индивидуальные микропрограммы для детей с различными формами церебрального паралича и дизартрии, их сочетанными и осложненными формами. Используя универсальные схемы (см. таблицы логопедического массажа и массажа по точкам), подбираются комплексные приемы и методы с учетом формы, степени выраженности дефекта, сопутствующих заболеваний. Ниже приведены примеры различных вариантов комплексных нагрузок.
1 вариант:
а) сегментарный массаж шейно-плечевого отдела (массажист);
б) логопедический массаж;
в) пассивно-активная гимнастика;
г) дыхательные упражнения.
2 вариант:
а) плантарный (рук и кистей) массаж (массажист);
б) ЛЛФК (пассивно-активная гимнастика дистальных отделов с использованием вспомогательных средств);
в) задания, направленные на развитие фонематического слуха.
3 вариант:
а) занятия в бассейне (инструктор ЛФК);
б) логопедический массаж;
в) пассивно-активная гимнастика;
г) голосовые упражнения.
Приложение 1. Как изготовить логопедическую щетку "Ёжик"
1. Возьмите (купите) массажную щетку для волос с деревянными зубьями; с условием, что она должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка.
2. Выньте резиновую основу с зубьями, На обратную сторону резиновой основы приклейте кожу (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания "ежику" жесткой формы.
3. Возьмите резинку шириной 3,5 см и пришейте ее к "ежику", это способствует более плотному прилеганию щетки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведен).
Приложение 2. Пассивно-активная гимнастика рук с использованием "рукавички-ёжика"
1. Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса с использованием логопедической щетки "ежика" на каждой руке попеременно (игольчатая поверхность щетки в положении "б").
1.1. Прикасание поверхности щетки к различным частям тела ребенка (руке, щеке, груди), вызов положительных эмоциональных реакций с использованием игровых моментов "Поздоровайся", "Где ежик пробежал", "Большой и маленький ежик".
1.2. Легкие массажные движения (похлопывающие, поглаживающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа
хлоп - хлоп
|
похлопывающие движения по ладони
|
моя рученька
|
поглаживающие - от кисти к локтю
|
С горки -
|
поглаживающее - от локтя к кисти
|
бух
|
похлопывающее - по ладони
|
на горку -
|
поглаживающее - от кисти к локтю
|
Ух
|
похлопывающее - по локтевому суставу
|
1.3. Различение ровных и неровных поверхностей (гладкой - зеркала, тарелки, неровной - расчески, логопедической щетки) с использованием эмоциональных стимулов (ситуации успеха, сопереживания).
Все последующие упражнения выполняются с использованием логопедических щеток па обеих руках (игольчатая поверхность в положении "а").
2. Упражнения па соотнесение ритмического рисунка стихотворного текста с ритмом движения.
Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отстукивая ритм обеими руками. Например:
/ / / / / / / /
"Тук, тук, я стучу, новый домик сколочу".
С безречевыми детьми это упражнение выполняется способом совмещенных действий, когда логопед проговаривает текст, отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка.
3. Упражнения с использованием звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.
тук, тук-тук,
Тук-тук-тук.
3.1. Воспроизведение звукоподражаний с одновременным движением рук (отхлопыванием, отстукиванием):
а) с наращиванием ряда:
хлоп - хлоп - хлоп,
хлоп-хлоп,
хлоп.
б) с заданным количеством (один - много).
3.2. Со сменой темпа (быстро-медленно).
3.3. Со сменой ударения (громко - на ударных слогах, тихо – на безударных).
3.4. Со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений:
Звукоподражания
|
Движения
|
бом - бом хлоп - хлоп тук - тук
|
хлопки ладонью по столу хлопки в ладоши ребром ладони по столу
|
3.5. С изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию). 4. Упражнения с использованием слоговых рядов.
4.1. Проговаривание слоговых рядов с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога (рукавички на обеих руках):
а) одинаковых - па-па-па,
б) со сменой темпа (медленно - быстро) –
па-па-па-па,
па-па-па-па;
па-па-па-па-па-па,
па - па - папа - па - па-па-па - па.
в) с наращиванием ряда –
та,
та-та,
та-та-та,
та-та-та-та.
Целью подобных упражнений является достижение координации голосоподачи и движений. Учет количества слогов и движений не производится в упражнениях а), б).
4.2. Проговаривание слоговых рядов:
а) со сменой согласных-
па-па-та,
па-та-ка,
ка-та -па,
та-па-ка;
б) со сменой парных согласных –
ба-ба-па,
ба-па-па,
па-па-ба,
та-да-да,
та-та-да,
да-та-та.
4.3. Слоговые ряды со сменой ударной позиции слога:
а) произвольно выбранного слога (первого или последнего в слоговом ряду);
б) со звонкими согласными в ударной позиции - ба-па-па.
4.4. Запоминание слогового ряда с отхлопыванием или отстукиванием каждого слога по речевому и двигательному образцу взрослого.
4.5. Проговаривание слоговых рядов со сменой движения:
а) Слоговые ряды со сменой гласных:
па-па-пу,
па-пу-па,
пу-па-па.
Слоги со звуком "А " проговариваем, отхлопывая ладошками, слоги со звуком "У" - отстукивая по столу.
б) Слоговые ряды с ритмичной сменой гласных:
па-пу-па-пу,
па-па-пу-па-па-пу
4.6 .Воспроизведение слога, слогового ряда с помощью образца движения.
Логопед показывает движение руками и артикуляцию слога (беззвучно), побуждая ребенка громко повторить заданный слог, автоматизированный в ходе предварительной работы.
5. Упражнения с использованием слов.
5.1. Ритмическое проговаривание слова или звукокомплекса, контура слова (для безречевых детей) с одновременным движением обеих рук (отстукиванием, отхлопыванием):
а) с различной слоговой структурой,
б) с ритмической сменой "длинных и коротких" слов: машина - дом - машина - дом;
в) слов-паронимов: лак - лук, дом - дым, сова - сама.
5.2. Запоминание цепочки слов:
а) с опорой на зрительный анализатор (игрушки, картинки);
б) с наращиванием ряда слов (игрушек, картинок),
5.3. Соотнесение ритмической схемы с заданным словом (картинкой). Дети вместе с логопедом отхлопывают слова различной слоговой структуры. Затем взрослый последовательно дает образец ритмической схемы слов этого ряда, предлагая детям соотнести схему со словом (картинкой).
Приложение 3. Карта движений (для детей 3-4 лет)
Заполнение карты движений проводится в ходе невролого-логопедического обследования и позволяет решать следующие практические задачи:
§ создание "профиля движений" на каждого ребенка,
§ составление индивидуальных планов ЛЛФК,
§ комплектация "малых групп" (2-3 человека) для проведения пассивно-активной гимнастики,
§ отражение динамики движений, что является одним из объективных показателей успешности проведенного курса ЛЛФК.
Карта движений заполняется 2 раза: в начале и конце учебного года.
Наличие/отсутствие движений отмечается соответствующими знаками (+) (-), ограничение движений (+ -), характер движений - непроизвольный (Н), произвольный (П).
Карта движений видоизменяется и усложняется в зависимости от года обучения и возраста ребенка.
КАРТА ДВИЖЕНИЙ (для детей 3 - 4 лет)
1.
|
Лоб
|
Щеки
|
Нижняя челюсть
|
Синкинезии
|
Мягкое небо
|
Ф.И.О.
|
нахмурить брови
|
поднять брови
|
надуть
|
втянуть
|
откусывание
|
опускание
|
|
непроизвольные (при крике)
|
произвольные
|
2.
Губы
|
Язык
|
Ф.ИО.
|
Лабиализация
|
Растяг в стороны
|
Оскал
|
Вперед
|
Вверх
|
Вниз
|
Вправо
|
Влево
|
Облизывание
|