Инклюзивное обучение
В Тамбовской области создаются условия, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли учиться в одном классе с обычными ребятами. О перспективах развития инклюзивного обучения в регионе говорили сегодня специалисты и педагоги. Круглый стол на тему «Реализация государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы в системе образования Тамбовской области» прошел на базе тамбовской школы №5 имени Юрия Гагарина.
На сегодняшний день в регионе работает сеть из двадцати базовых общеобразовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и не имеющими таковых (инклюзивное образование). В них учится 521 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, 246 из которых имеют инвалидность.
В рамках реализации госпрограммы «Доступная среда» на 2011-2015 годы число образовательных учреждений, работающих по этому направлению, в 2013 году планируется увеличить до тридцати. Кроме того, в программу войдут дошкольные учреждения и учреждения профессионального образования.
В 2012 году на создание безбарьерной среды было выделено около 28 миллионов рублей, из которых порядка 14 миллионов рублей – средства федерального бюджета. Остальные добавил бюджет региона. Деньги были направлены в десять школ области, расположенных в Тамбове, Кирсанове, Мичуринске, Тамбовском, Первомайском, Мордовском районах.
В рамках оснащения школ специальным коррекционным оборудованием из средств федерального бюджета закуплены аппаратно-программные комплексы для детей с ДЦП, для слабовидящих детей, системы звукового поля для слабослышащих детей. Кроме того, в образовательных учреждениях появились пандус – платформы, столики для детей с ДЦП, цифровые модульные системы для работы с текстом, универсальные цифровые устройства для прослушивания и управления различными компонентами информационного пространства и коррекционно-развивающие программные комплексы. Также было оборудовано десять рабочих мест для педагогов-психологов с программным обеспечением.
За счет средств областного бюджета проведена работа по созданию безбарьерной архитектурной среды. В частности, оборудуются пандусами подъемы на площадку крыльца, поручнями лестницы на крыльце и внутри зданий учебных заведений. В гардеробах созданы зоны переодевания учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Крайние ступени лестниц при входе в школу для упрощения ориентирования покрашены в контрастные цвета. Расширяются дверные проемы в зданиях и помещениях образовательных учреждений. В коридорах обозначено направление движения. Таблички на классных кабинетах оформлены крупным шрифтом контрастных цветов (или надписью шрифтом Брайля). На полу и на стенах ярким цветом выделены зоны риска (например, открывания полотна двери).
В каждом учебном кабинете оборудованы специальные учебные места, аналогичные условия созданы в читальных залах библиотек и актовых залах школ. В столовых выделены непроходные зоны для учащихся-инвалидов. В школьных туалетах оборудованы специализированные туалетные кабинки для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Как отмечают в управлении образования и науки области, учителя начальных классов, руководители школ региона и их заместители проходят специальную переподготовку для организации грамотной работы по совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и не имеющими таковых. Процесс внедрения инклюзивного обучения в систему образования сложный. Для него необходимы профессиональнее кадры, имеющие специальные знания по работе с детьми с ограниченными возможностями, медицинский персонал, материально-техническое обеспечение, способствующее сохранению здоровья обучающихся, а также образовательные стандарты, обеспечивающие развитие.
Специалисты обращают внимание на то, что одной из важнейших задач остается формирование толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это задача, которую только еще предстоит решить нашему обществу. И чем раньше мы начнем воспитывать в подрастающем поколении доброжелательное отношение к людям, нуждающемся в посторонней помощи, тем лучше.
Эти направления работы прописаны и в Указе Президента РФ № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В ней, в частности, говорится о том, что особое внимание следует уделять уязвимым категориям детей. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество, сообщает пресс-служба администрации Тамбовской области.
Источник: ИМА-ПРЕСС